Русский гарнизон численностью в полторы тысячи человек и всего с 27 пушками - под руководством коменданта крепости капитана Ф.Э. Штоквича - в условиях острой нехватки воды и продовольствия 23 дня отбивал атаки в 10 раз превышавших по численности и количеству орудий сил Фаик-паши, Муниб-паши и Гази-Мухаммада и оборонял крепость на северо-востоке Турции.
Русско-турецкая война 1877-78 года прочно осталась в народной памяти подвигами наших солдат. Это и битва на Шипке, и осада Плевны, и форсирование Дуная, и рейд генерала Скобелева, почти дошедшего до Стамбула. Но героизм защитников Баязета занимает в этом ряду особое место. Это была важнейшая стратегическая и моральная победа русских войск.
«Сидение на Баязете» чем-то похоже на «Шипкинское сидение» (июль 1877 — январь 1878 годов). На Шипкинском перевале в конце «сидения» русские войска обороняли свои позиции в условиях ужасных морозов при беспрерывных атаках турок. Однако условия обороны крепости Баязет, взятой русским войсками в самом начале войны — в апреле 1877 года — оказались ещё хуже.
Русские войска, захватившие крепость, оставили в ней небольшой гарнизон, и неожиданно стремительный рейд турок к Баязету — одному из крупнейших городов этой части страны — застал русское командование врасплох. После нескольких неудачных рекогносцировок было принято решение не оборонять город, а сосредоточиться на защите крепости. К турецким войскам Фаик-паши и Муниб-паши, захватившим город Баязет 18 июня, постоянно подходило подкрепление. Первый же караван с провизией, отправленный русским командованием в Баязет, был захвачен неприятелем. Питьевую воду, поступавшую в крепость по ручью, турки перекрыли. Запасов провизии в гарнизоне на начало осады оставалось на три дня.
На момент окончания осады турецкие войска насчитывали уже 20-21 тысяч человек. Но крепость, расположенная на горе, оказалась для них крепким орешком и непреодолимым препятствием. Русское командование отправило на помощь осажденным конные войска полковника Исмаил-хана Нахичеванского. Как оказалось позже, этот ход сыграл важнейшую роль в победе. Исмаил-хан подоспел вовремя. Русские войска решили провести очередную разведку боем и столкнулись со значительно превосходившими войсками противника. Только вмешательство конницы позволило разведчикам отступить в крепость. Цена спасения оказалась высокой — почти весь пришедший на помощь отряд был уничтожен, смертельно ранен был и сын Исмаил-хана.
Командующий войсками Баязетского округа Г.М. Пацевич, получив два ранения, принял решение о капитуляции крепости и уже отправлял к туркам парламентёра с белым флагом. Однако Исмаил-хан не согласился с этим и в крепких выражениях напомнил об офицерской приясяге. Пацевич сказал: «я ранен, делайте, что хотите». После этого весь гарнизон бросился на стены и отразил штурм.
Для пополнения запасов воды приходилось совершать дерзкие вылазки к ручью. Турки, узнав об этом, накидали в источник трупы и отравили воду. Но в эти дни полил сильнейший дождь, который назвали помощью свыше. Именно дождь позволил набрать воду и спасти гарнизон. Если бы крепость тогда пала, положение на Кавказском фронте стало бы угрожающим — вплоть до входа турок в пределы Российской империи. Но после длительной осады крепости на помощь ей, наконец, пришёл крупный ереванский отряд, который и разбил турецкие войска.
После победы в Баязете все участники обороны крепости были награждены серебряными медалями «В память русско-турецкой войны 1877-1878 годов». По итогам Сан-Стефанских соглашений, закончивших войну, Баязет и прилегающие к нему районы отошли России.