Газета «Jutarnji list» разразилась заголовком: если у Милановича (президента Хорватии) есть лишний миллиард — пусть отдаст нищим в Вуковаре.
В пятницу премьер-министр Андрей Пленкович и министр обороны Марио Баножич воздержались от раскрытия деталей французского предложения и добавили, что о конкурирующих предложениях официально ничего не известно.
Хорватские СМИ, впрочем, задают ключевой вопрос - что на самом деле покупается за 999 миллионов евро (12 истребителей столько стоить никак не могут). По неофициальной информации, американское предложение по поставке в Хорватию истребителей F-16 Block 70 составляло около 1,8 миллиарда долларов, а шведское предложение на новый JAS-39 Gripen - немногим более миллиарда евро.
Под жёстким прессингом журналистов на пресс-конференции премьер-министр Пленкович сообщил, что французы предложили выплачивать по дополнительному миллиарду каждый год - с 2022 до 2026 года. При этом в правительственном документе указывался срок погашения в шесть лет.
Кроме того, премьер подтвердил, что пока не решено, из какого источника он будет выплачиваться - из бюджета или по кредитной задолженности. Пленкович утверждает, что финансы государства позволят без проблем выплчивать по миллиарду евро в год за французские «Рафали». По имеющейся информации, конкуренты из США и Швеции предложили более длительный срок погашения — так, согласно информации газеты "Jutarnji list", Швеция предложила 10-летний срок ликвидации кредита.
Стоимость истребителя, согласно экспертным исследованиям, составляет от 25 до 35 процентов от общих затрат на владение и эксплуатацию боевых самолётов на протяжении всего срока их службы. Остальное относится к эксплуатационным расходам, то есть к полетам, техническому обслуживанию, ремонту и тому подобному.
После этой покупки Хорватия станет самой мощной авиадержавой Балкан — с 12 истребителями. У Сербии — 10 истребителей Миг-29, у Болгарии столько же новых американских F-16.
Всё это никак не может сравниться с военно-воздушными силами Социалистической Федеративной Республики Югославия. Которые включали: 350,000 активных солдат и 2000 бойцов резерва, 16 МиГ-29 и столько же МиГ-35, 400 самолётов NA «Охотник», 115 самолётов J-22 Eagle, 85 машин Чайка G4 super, 261 модернизированных МиГ-21 и 15 Су25. Транспортная авиация включала в себя 15 самолётов Ан-26. Вертолётами авиации СФРЮ были 6 Ка 25-6 и 50 моделей Гамма/Газель.
ВВС Народной Республики Болгария включали в себя 226 самолётов МиГ-21 десяти вариантов и модификаций, в том числе 86 машин бывших в эксплуатации. КБ «Сухой» поставил в Болгарию 36 самолётов L-39ZA.
Разумеется, никакой воздушной войны между Сербией и Хорватией сейчас быть не может. Боевые самолёты служат, скорее, средством престижа, чем обороны, особенно учитывая членство Хорватии в НАТО. Покупкой новых «Рафалей» Хорватия заменит имеющиеся у неё на вооружении 6 МиГ-25, котороые хорватское правительство считает устаревшими. Однако то, как осуществляется это замена — хорватские СМИ не называют иначе как откатной схемой.