Журналисты американской газеты The New York Times и немецкого телеканала ARD обнародовали недавно рассекреченные документы ЦРУ, из которых следует, что Вашингтон и Берлин на протяжении нескольких десятков лет укрывали нацистского генерала, главу венского гестапо Франца Йозефа Хубера. За те шесть лет, что Хубер стоял во главе тайной полиции австрийской столицы, его люди отправили в концентрационные лагери и убили десятки тысяч человек.
Венское гестапо было вторым по величине после берлинского отделения нацистской тайной полиции. Хубер возглавил его в 1938 году, сразу же после того, как в результате аншлюса Австрия была поглощена Германией. На своем посту он оставался вплоть до конца 1944 года. За это время в стране были убиты более 70 тысяч евреев. Хубер и его подчиненные были главными поставщиками заключенных в концлагерь Дахау – это один из первых нацистских концентрационных лагерей, основанный еще в 1933 году. Именно здесь к узникам впервые начали массово применять пытки, граничащие со зверством.
Также здесь была разработана система, впоследствии получившая распространение в других лагерях – когда функции надсмотрщиков передавали «лояльным» заключенным, которые, в расчете на определенные привилегии и облегчение собственной участи, проявляли к бывшим товарищам жестокость порой едва ли не большую, чем сами нацисты. Во время Второй мировой войны в лагере проводились медицинские эксперименты над людьми. Известно, что сам Гиммлер регулярно посещал Дахау и наблюдал за этими «опытами».
Примечательно, что на одной из фотографий, запечатлевших рейхсфюрера СС во время одной из таких инспекционных поездок, с ним вместе изображен и Хубер, который приглашающим жестом как бы распахивает ворота лагеря перед этим ближайшим соратником Гитлера, будто готовясь продемонстрировать «достижения». А позже, во время бесед с представителями ЦРУ в ходе его вербовки (по крайней мере, об этом говорится в рассекреченных сегодня документов), Хубер уверял, что якобы «никогда не видел там никакой жестокости, а человечность всегда была для него высшим стандартом поведения».
Наивно полагать, что американцы всерьез верили нацистскому генералу. Однако он был нужен спецслужбам, которые рассчитывали воспользоваться остатками его агентурной сети для ведения новой – холодной – войны. Особенно Штаты интересовались его бывшими агентами на той части территории Австрии, которая после войны стала контролироваться советскими войсками.
Хубер, напомним, был арестован в Австрии в 1945 году. Под стражей он провел три года. Судя по тому, что даже на Нюрнбергском процессе нацист, несмотря на неопровержимые доказательства его вины, выступал лишь как свидетель, а не как обвиняемый, он почти сразу же согласился сотрудничать с американцами. Немецкий историк, специалист по истории спецслужб Бодо Хехельхаммер считает, что западные службы специально искали убежденных коммунистов, понимая неизбежность противостояния с СССР. И, к сожалению, находили таких в первую очередь среди бывших нацистов. Хотя сами главы ФБР и ЦРУ, как следует из рассекреченных донесений, считали, что «их разведывательная ценность перешивает моральные ошибки, совершенные во время службы Третьему рейху».
Хубер провел под стражей три года, а затем вернулся в родной Мюнхен. Для него была придумана легенда, под прикрытием которой он жил, ни от кого не скрываясь и выполнял поручения по линии ЦРУ и немецкой разведки БНД. Несмотря на то, что власти Австрии регулярно направляли в ФРГ запросы на его экстрадицию, а также на требования родственников жертв нациста привлечь его к ответственности. Ни один из этих запросов не был удовлетворен. Как сейчас стало понятно, все они блокировались американской и союзнической ей западногерманской разведкой. В 1967 году гестаповец вышел на пенсию и еще восемь лет жил, получая хорошее пособие от властей ФРГ до самой смерти в 1975 году.