«Позиция России по вопросу расширения НАТО хорошо известна. В случае практического сближения БиГ и НАТО наша страна будет вынуждена реагировать на этот недружественный шаг», – указано в заявлении дипмиссии.
В посольстве заявили, что смысл создания НАТО, которое превратилось в геополитический проект Запада, было «борьбой против России» - и что «вступление БиГ в НАТО вынудит Сараево встать на сторону военно-политического противостояния, философию которого американцы навязывают Европе».
Заявление посольства в БиГ было опубликовано, как указано в сообщении российского посольства, по мотивам серии статей, «восхваляющих предполагаемые преимущества членства БиГ в НАТО».
Надо сказать, что главные пропагандистские рупоры Боснии - «Dnevni Avaz» и BHT-1 действительно в крайне жёсткой манере отработали тему НАТО в течение последней недели. Наиболее сурово прозвучали комментарии министра обороны БиГ Сифета Поджича газете «Dnevni Avaz» 11 марта (Podžić: Vježba na Manjači u okviru zahtjeva NATO-a)
«Наши учения в Маньачи пройдут без желания сербского энтитета Боснии и Герцеговины», - заявил министр обороны балканской страны. «Манёвры являются важнейшей частью североатлантическо-адриатического партнёрства, и не Баня-Луке решать, как они будут проводиться. Не хотят — обойдемся на учениях без них».
Вступление Боснии в НАТО сейчас невозможно, несмотря на самые грозные заявления Сараево. Република Српска заблокирует любые такие намерения. Сербский представитель президентства Боснии и Герцеговины Милорад Додик неоднократно заявлял, что «Сараево не может даже мечтать о вступлении в НАТО, пока сербский энтитет в составе Боснии».
Однако само по себе пребывание сербской республики в составе Боснии в последнее время ставится под большой вопрос. Выступая 10 марта в Скупщине РС, Додик заявил, что Република Спрска оставляет за собой право на референдум о мирном расставании с Боснией, если не будут учтены требования о ликвидации института Высокого представителя ООН по Боснии и прекращении внешнего управления над Брчко — стратегически важным коридором, соединяющим северную и южную часть РС — городом, за который во время гражданской войны первой половины 1990-х велись самые кровопролитные бои.
Додик постоянно заявляет, что Босния и Герцеговина — это «устаревшее и искусственное образование», в котором сербам нет места. Неформальный лидер боснийских сербов знает, о чём говорит. Опросы общественного мнения в РС, которые запрещаются к публикации в сараевских СМИ, показывают, что подавляющее большинство сербов не хочет жить в Боснии и требует воссоединения с Сербией.
Република Српска в Боснии сейчас является настоящим бастионом защиты Сербии и культуры этого народа. На фоне невнятной и шаткой позиции официального Белграда, заключившего с НАТО два договора IPAP, согласно которым войска североатлантического альянса могут свободно перемещаться по территории Сербии.
Вопрос выхода РС из Боснии — вопрос времени. «Зачем на такое государство, где я боюсь даже съездить в оставленную квартиру в Сараево, чтобы забрать вещи», - говорила знакомая сербка, беженка из Боснии. И этим всё сказано.