Портал «Военная платформа» в сотрудничестве с УФСБ России по ЦВО публикует цикл материалов, посвященных военным контрразведчикам – настоящим патриотам своей страны, верным сынам Отчизны. В материалах рассказывается о непростом и от этого очень интересных событиях и операциях. Этот текст посвящен Герою России – Герману Алексеевичу Угрюмову.
«Будучи начальником Третьего главка, я решал вопрос и кадровый – в первую очередь вопрос с заместителями, среди которых мне нужен был человек, который бы курировал флот. Весь военный Флот России. На фоне других руководителей Герман Алексеевич выглядел более весомо, поэтому я и предложил ему пойти ко мне заместителем. Он согласился. Любое предложение он принимал по-солдатски: если служба требует, то надо собираться и ехать. Пригласил я его потому, что на протяжении многих лет знал его как прекрасного организатора – это прежде всего, как трудоголика, умеющего работать и достигать результатов, не нытика – я нытиков не люблю, такие обычно много умеют рассуждать, объяснять, терроризировать, а на выходе – ноль, надежного крепкого офицера – настоящего мужика, на которого можно положиться и опереться. Он сразу включился в работу», - рассказывает об Угрюмове начальник (с июля 1998 по сентябрь 2000 года) Управления военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России Владимир Петрищев.
«По линиям нашей работы я поручил ему самую сложную у нас – четвертую линию. Это террор, борьба с организованной преступностью, с коррупцией и, естественно, Чечня отнимала у него 80% времени. Конечно, как руководитель я не самоустранился, регулярно бывал там, постоянно владел обстановкой, ситуацией и все организационные решения были за мной. Герман Алексеевич в качестве заместителя показал себя с очень сильной стороны как руководитель и исполнитель. Любое ЧП и он был на месте», - отметил Петрищев.
Об одной из самых резонансных операций, в которой принимал непосредственное участие Герман Угрюмов пишет газета «Спецназ России» (№ 6, 1999 г.):
«К длительным срокам заключения в колонии приговорил суд Северного флота трёх матросов, захвативших в сентябре 1998 года заложников на ядерном полигоне на Новой земле. Четвертый преступник был направлен в психиатрическую больницу.
Осудили их по статьям: терроризм, захват заложников, убийство при отягчающих обстоятельствах, вымогательство, захват воздушного судна, хищение оружия и боеприпасов, дезертирство.
В ходе следствия у Мальсагова обнаружили психическое расстройство, его отправили в психиатрическую больницу. Бугаев получил 18 лет, Хозяинов – 9 лет, Шамхалов – 6 лет строго режима».
В конце августа 1998 года четверо дагестанцев – 19-летние Раидин Бугаев, Шамиль Шамхалов, Гусейн Шарипов и Темерлан Мальсагов, проходившие срочную службу на ядерном полигоне на Новой Земле, были арестованы за неуставные отношения и направлены в поселок Белушья Губа, в котором находилась другая «губа» – гауптвахта. Там уже находился матрос Дмитрий Хозяинов, попавший на «губу» за самоволку. Никаким «межнациональным конфликтом» и не пахло: напротив, пятерка быстро нашла общие интересы и разработала план. В узилище арестованные сговорились напасть на часового, забрать оружие и улететь в Чечню – совершать новые «подвиги». Два дня у них было на размышление и подготовку. Когда их вывели на работу, они напали на конвоира, проломили ему голову и забрали автомат. Обезоружили подполковника медицинской службы, взяли в заложники его и водителя ЗИЛ-131. Погрузились в машину и приказали водителю ехать на военный аэродром. По дороге на аэродром офицеру удалось выпрыгнуть из машины и поднять тревогу. Матросы, в одночасье ставшие бандитами, решили идти ва-банк: теперь терять им было нечего. Свернули к местной школе, где взяли в заложники 65 человек – учителей и детишек. В обмен потребовали оружие, автобус до аэропорта и самолет для вылета в Чечню.
Контр-адмирал Виктор Шевченко, начальник местного гарнизона, вступивший в переговоры с бандитами, предложил им в заложники себя в обмен на учителей и школьников. Как будто договорились. Но негодяи, взяв мужественного адмирала в заложники, детей всё же не отпустили. Загнав в автобус около пятидесяти человек, выехали на летное поле. Здесь не выдержали нервы у одного из бандитов Шахмалова – он сдался властям.
Остальные сдаваться не собирались. Они понимали, что Москва уже оповещена о трагедии на Новой Земле и что срочные меры по их нейтрализации принимаются. Хватило ума догадаться, что по их черные души прилетят бойцы группы «А», но подбадривали себя, что, мол и у «Альфы» не по две головы.
На Лубянке действительно среагировали молниеносно. Заместитель начальника Управления военной контрразведки ФСБ России контр-адмирал Угрюмов уже через пару часов сидел в самолете, а из Мурманска на Новую Землю немедленно вылетела группа захвата Регионального отделения спецопераций Управления ФСБ.
Тем временем на аэродром, находящийся под контролем террористов, приземлился военно-транспортный самолет Ан-12 – обычный плановый борт, прилетевший по расписанию. Ободренные террористы захватили экипаж, провели внутрь пленников. Пока самолет под дулами автоматов заправляли горючим и готовили к вылету, контр-адмирал Шевченко сумел-таки убедить бандитов отпустить заложников, за исключением экипажа и его самого: мол, на кой вам везти к ваххабитам такую ораву детишек-северян, достаточно будет одного начальника гарнизона с исправным и оснащенным самолетом в придачу. Террористы сочли это резонным аргументом и, оставив для охраны лётного экипажа Хозяинова, решили смотаться в поселок за документами и личными вещами – под прикрытием взятого в заложники контр-адмирала. «Альфа» появилась, как всегда, в самый непригожий для террористов момент. Во время их захвата в штабе полигона Шарипов был тяжело ранен (скончался в больнице), остальные обезврежены. Вторая группа спецназа тем временем взяла Хозяинова. Тогда новый глава ФСБ России Владимир Путин (всего месяц в должности) в тот же день получил шифровку об успешном завершении операции, общее руководство которой было возложено на Г.А. Угрюмова».
Это одна из многих страниц служебной биографии Германа Угрюмова – честного и бескомпромиссного борца с терроризмом. К сожалению, жизнь Германа Алексеевича трагично оборвалась 31 мая 2001 года, но высокая планка, которую он задал в Департаменте, держится его офицерами и поныне, самоотверженно защищающими конституционный строй и борясь со всеми проявлениями терроризма.
Справка:
Герман Алексеевич Угрюмов родился 10 октября 1948 года в Астрахани в семье рабочего, участника Великой Отечественной войны. Русский. Рос и учился в поселке Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области. В 1967 году поступил в Каспийское высшее Краснознаменное училище имени С.М. Кирова в Баку. По окончании училища в 1972 году был направлен в Каспийскую военную флотилию, где служил в должности старшего помощника командира большого пожарного катера. Вскоре он уже командовал этим кораблем. За умелое управление на Бакинских нефтяных промыслах, был награжден медалью «За отвагу на пожаре».
После окончания в 1976 году Высших курсов военной контрразведки капитан-лейтенант Г.А. Угрюмов занимал должности оперуполномоченного, старшего оперуполномоченного, а затем заместителя начальника, начальника Особого отдела КГБ СССР по Каспийской флотилии.
В 1992-1993 годах – начальник отдела МБ РФ по Новороссийскому военно-морскому гарнизону, затем начальник Управления ФСК-ФСБ России по Тихоокеанскому флоту. С 1998 года – в центральном аппарате ФСБ России, первый заместитель начальника Управления военной контрразведки ФСБ России, руководил органами контрразведки в Военно-морском флоте. В 1999 году – первый заместитель начальника 2-го Департамента ФСБ (защита конституционного строя и борьба с терроризмом), в ноябре того же года стал руководителем этого Департамента – заместителем директора ФСБ. В его подчинении стоял Центр социального назначения ФСБ, в который входили группы «Альфа» и «Вымпел». При непосредственном участии Угрюмова были разработаны и проведены специальные мероприятия в рамках контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, в результате которых были обезврежены многие руководители и активные члены бандформирований. С его именем связывают, например, бескровное взятие Гудермеса в декабре 1999 года, захват Салмана Радуева в марте 2000 года, освобождение заложников в поселке Лазаревское под Сочи в ноябре 2000 года.
21 января 2001 года Г.А. Угрюмов одновременно с ранее занимаемой должностью утвержден руководителем Регионального оперативного штаба в средствах массовой информации, 30 мая 2001 года ему было присвоено воинское звание «адмирал».
Награжден Орденом «За военные заслуги», Орденом «Знак Почета» (1989), медалью «За отвагу на пожаре» (1974), «За отличие в охране государственной границы СССР» (1985), нагрудным знаком «За службу в контрразведке» III и II степени, звание Герой Российской Федерации присвоено Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.
Источник: по материалам УФСБ России по Центральному военному округу.