10 февраля 1945 года началась Восточно-померанская стратегическая наступательная операция вооружённых сил СССР. Только что 3 февраля завершилась успешная Висло-Одерская операция, в результате которой советские войска прорвали немецкую оборону в районе рек Вислы и Одера и находились буквально в 60 километрах от Берлина. Чтобы не допустить успешного наступления Красной армии на Берлин, немецкое командование сосредоточило в Восточной Померании мощную группировку армий «Висла», которой командовал рейхсфюрер СС Гиммлер. В задачу немецкой армии входило нанести удар по правому флангу 1-го Белорусского фронта. Чтобы не допустить этого, провести Восточно-Померанскую наступательную операцию было поручено войскам 1-го Белорусского (маршал Советского Союза Г. К. Жуков) и 2-го Белорусского (маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский) фронтов. Нашим войскам предстояло захватить район Данциг – Гдыня и освободить от противника побережье Балтийского моря.
Советским войскам в Восточной Померании противостояла довольно серьёзная группировка: потеряв Польшу, командование вермахта бросило на Восточный фронт практически все оставшиеся силы. Но главное, что в этом районе немцами был создан мощнейший укреплённый оборонительный рубеж. Так, знаменитый Померанский вал был возведён ещё в 1932 – 1937 годах, а в 1944 – 1945 значительно усовершенствован: железобетонные доты были укреплены минными полями и противотанковыми рвами, заполненными водой, а также сетью проволочных ограждений. Всё это, по замыслу фашистского командования, должно было превратить близлежащие города в неприступные крепости.
И тем не менее в первый же день начала наступательной операции советские войска сумели продвинуться на 10 километров. А общая ширина фронта была 460 километров. А уже 15 февраля, несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, был взят важный транспортный узел – город Хойнице, где сходились восемь шоссейных и шесть железных дорог. К концу февраля наша ударная группировка продвинулась уже на 70 километров вглубь территории, освободив порядка 700 населённых пунктов.
Теперь предстояло освободить Данциг и Гдыни, подступы к которым были очень хорошо укреплены. Так, Данциг с одной стороны защищали две полосы обороны с траншеями, дзотами и окопами, а с другой – канал и форты старой крепости, также приспособленной к обороне. Гдыню также окружала практически непрерывная цепь траншей и заграждений. Кроме того, оба города были хорошо подготовлены к уличным боям: там строились баррикады и минировались подходы.
С 14 по 22 марта 2-1 Белорусский фронт вёл ожесточённые бои по прорыву обороны немецкой армии. Наши войска при поддержке танков штурмовали многочисленные оборонительные сооружения противника, неся значительные потери. В отдельные дни им удавалось придвинуться вперёд всего лишь на несколько сотен метров. И тем не менее 28 марта после длительных и упорных боёв, в ходе которых немцы отчаянно сражались за каждый дом, была взята Гдыня, ещё через пару дней Данциг.
Восточно-Померанская операция завершилась полной победой Красной армии. Наши войска вышли к Балтийскому морю, а польскому народу были возвращены его исторические земли в Померании. Но главное – теперь был открыт победный путь на Берлин.