Главное в документе — американский флот должен доминировать в Мировом океане.
Американский флот вовлечен в долгосрочную конкуренцию, угрожающую безопасности и образу жизни граждан США, подчеркивают авторы документа. Командованию ВМС нельзя терять ни минуты: нужно активно действовать, чтобы доминировать не только в наступившем десятилетии, но и на протяжении всего XXI века.
Для этого необходимо использовать весь имеющийся у американских Военно-морских сил арсенал средств: авианосцы, крейсеры, подводные лодки, сочетая их с основными субъектами сетецентричной войны: искусственным интеллектом, координацией разведок, киберориентированной методикой и технологиями, и, разумеется, тактическим ядерным оружием.
В принципе, в концепции американского доминирования в Мировом океане нет ничего нового. На протяжении XX века, особенно в период Новейшей истории США проводят, консолидируют и развивают «политику длинной руки», которая имеет происхождение ещё в британской идее Викторианской эпохи «Британия владеет морями» («Britannia rules the waves») и заключается прежде всего в использовании авианосцев и подводных лодок. США сейчас имеют 7 флотов, 15 баз ВМС за рубежом, 11 авианосцев (10 ударных авианосных группировок), 10 десантных кораблей, 22 крейсера, 62 эсминца, 17 фрегатов и 72 подводных лодов. Флот обеспечивает американских военных в Тихом, Атлантическом, Индийском океанах, Средиземном море и Персидском заливе. ВМС США только непосредственно использует труд 109 тысяч военнослужащих и гражданских работников. На данный момент американский флот является самым мощным в мире (тем более в совокупности с партнёрами по НАТО), однако американские адмиралы видят тревожные сигналы.
Главные противники, разумеется Россия и Китай, которые пытаются «несправедливо контролировать» доступ к ценным морским ресурсам за пределами территориальных вод, «запугивают соседей», «силой навязывая им свои притязания», «держат под прицелами дальнобойных ракет важнейшие водные пути».
Думается, особое беспокойство американцев вызывает активность российских ВМС в Арктике и Средиземноморье, а также на просторах Атлантического и Тихого океанов. Появления российских подлодок прямо у берегов США не способствуют успокоению американских адмиралов и генералов. Россия планирует строительство второй заморской базы ВМС — в Судане, а по количеству подводных лодок стремительно приближается к США.
Что касается Китая, то тут точки противостояния тоже вполне предсказуемы — самое рельефное соперничество идёт вокруг архипелага Спратли в юго-западной части Южно-Китайского моря, которое оспаривают 6 стран. Но у США претензии, в основном, к Китаю, который обвиняют в «искусственном намывании островов». Хотя архипелаг имеет крошечные размеры, он имеет важнейшее геостратегическое значение, кроме того, на нём предположительно находится 5,4 миллиарда баррелей нефти и около 55,1 триллионов кубометров природного газа.
Новая концепция, как обычно, направлена на то, чтобы освоить под неё побольше бюджетных средств. Конгресс США обычно впечатляют громкие проекты. А особенно когда они сопровождаются тактикой запугивания агрессивными намерениями Москвы и Пекина. Именно этим всегда сдобрены просьбы Пентагона об увеличении финансирования — как непосредственно в военной сфере, так и в информационном обеспечении. Самые громкие просьбы последних лет были озвучены: в декабре 2016 года, когда ВМС США объявили, что им нужно дополнительно 15 подводных лодок с ударными и крылатыми ракетами; в апреле прошлого года, когда министерство обороны США попросило у Конгресса 20 миллиардов долларов на противостояние России и Китаю в Тихом океане; в феврале 2020 года, когда Пентагон запросил 23,1 миллиарда долларов на финансирование разведки (в 2019 году было 21,95 млрд); в июле 2020 года, когда американское военное ведомство попросило 130 миллионов долларов на модернизацию зарубежных авиабаз.