Минувшие выходные и начало недели потрясли буквально все страницы турецких и европейских изданий новым витком взаимных обвинений и оскорблений среди высшего политического руководства Турции и Франции. Так, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган обрушился на президента Франции Эммануэля Макрона с чередой нелестных отзывов. Сначала, 24 октября, Эрдоган заявил, что Макрону требуется «медицинский уход». Затем – 25 октября назвал его президентом «потерявшим свой путь», а 26 октября и вовсе призвал всех турков объявить полноценную продуктовую блокаду на товары из Франции.
Топор войны закопан в сирийских песках
Кардинально двусторонние отношения Анкары и Парижа пришли в упадок в ходе так называемой «Сирийской войны», когда Франция, будучи членом Международной коалиции во главе с США, разместила часть своего военного контингента в северных провинциях Сирии, занятых курдо-арабскими отрядами самообороны, что стало неприемлемым для Турции, которая считает курдов террористами и активно борется с ними в том числе и на своей территории.
Следующей причиной разлада является ситуация в акватории Средиземного моря, когда турки решили начать геолого-разведывательные работы по поиску полезных ископаемых на спорных водных территориях с Грецией и Кипром. Тогда обе страны выразили Анкаре протест в связи с вторжением в их территориальные воды, однако Турция лишь огрызнулась, проигнорировав требования греков и киприотов покинуть их воды. Париж в этом случае встал на сторону Афин и Никосии, посчитав, что французские интересы в этом случае были задеты.
И, наконец, крайняя причина франко-турецких разногласий – эмбарго на поставку вооружения противоборствующим сторонам в зону ливийского конфликта. По многочисленным заявлениям Минобороны Франции, турецкая сторона нарушает введенный по линии ООН запрет, однако Анкара отвергает все претензии.
Реакция ЕС и союзников по НАТО
И хотя Эрдоган призвал с высоких трибун своих соотечественников отказаться от любых французских продуктов, на деле это требование не спешит выполняться. Так, официальный представитель Европейской комиссии Эрик Мамер заявил, что, хотя призыва Эрдогана к отказу от французской продукции и вызывают сожаление, на деле все остается по-прежнему и потому ЕС никак эту ситуацию не комментирует, так как все поставки продолжают выполняться в прежнем режиме.
В Германии, где проживает самая большая турецкая диаспора в Европе, посчитали заявления Эрдогана неприемлемыми. Греция также выступила с поддержкой Парижа. И только два государства встали на сторону Турции: Пакистан и Саудовская Аравия – причем страны, не относящиеся к ЕС и НАТО! То есть Анкара осталась фактически одна в этом «внутрикорпоративном» конфликте. Сами по себе разногласия двух стран носят очень тонкую грань, которая как раз и проходит у Турции с ЕС: грань между Востоком и Западом. Ведь хотя Анкара и член НАТО, активный партнер ЕС, да и считают Турцию частью Европы (пусть и условно), но все же это государство не Запада, а Востока. Такой культурно-ментальный разлом в Североатлантическом альянсе грозит не просто существованию всего блока, а даже дестабилизации обстановке в европейском регионе. Естественно, что лидеры заинтересованных государств попытаются его всячески нивелировать, но прецедент создан крайне серьезный.