Отметим, что участок трассы Алеппо-Латакия в Идлибской зоне деэскалации проходит по территории, которую занимают якобы подконтрольные Анкаре боевики. Однако на практике все оказалось немного сложнее. В первую очередь для турецкой стороны, так как именно Анкара должна была обеспечить безопасность проходимого совместным патрулем маршрута на всей его дистанции.
«Для реализации провокаций террористы пытались задействовать в качестве живого щита мирных жителей, в том числе женщин и детей. В целях предотвращения инцидентов, из-за которых могли пострадать мирные жители, совместным российско-турецким координационным центром было принято решение сократить протяженность маршрута первого совместного патрулирования», - сообщили в Минобороны России.
Решение о сокращении маршрута был принято российской стороной довольно оперативно, а главное логично, так как о данным ряда каналов в социальных сетях, опубликовавших видеозаписи боевиков, готовящих провокации, они (экстремисты) готовы были оказать сопротивление не только российской, но и турецкой стороне. А это говорит о многом. В том числе и о авторитете Анкары в регионе.
«Чтобы исключить инциденты, в которых могли пострадать мирные жители, российско-турецкий координационный центр принял решение сократить протяженность маршрута первого совместного патрулирования. Турецкой стороне предоставлено дополнительное время для принятия мер по нейтрализации террористических группировок и обеспечения безопасности совместного патрулирования трассы М4», - уточнили в оборонном ведомстве.
Напомним, как сообщал портал «Военная платформа», Россия и Турция 5 марта согласовали введение режима прекращения огня в сирийской провинции Идлиб. Согласно принятому в Москве документу, стороны определились с тремя основными пунктами: прекращение всех боевых действий по существующей линии соприкосновения с полуночи 6 марта; Россия и Турция создают коридор безопасности шириной шесть километров к северу и югу от трассы М4 в Сирии; Россия и Турция с 15 марта начинают совместное патрулирование вдоль трассы М4.
Само патрулирование началось ранним утром. Около 6 часов утра на западной окраине города Саракиб, который еще недавно был под контролем боевиков, но около месяца назад населенный пункт освободили подразделения Сирийской Арабской армии. Взятие под контроль города позволило Дамаску открыть движение гражданского автотранспорта по трассе М-5 Алеппо-Дамаск. Но вернемся к патрулированию. После инструктажа и непродолжительных сборов российская колонна в составе трех единиц техники - БТР и бронеавтомобилей «Тигр» и «Тайфун» - направилась на контрольную точку встречи с турецкой стороной.
«Приказываю совершить марш. При выдвижении колонны боевой порядок иметь. Наиболее сложный участок - от Найраба до Мсибина в связи с тем, что дорожное полотно разрушено, и много завалов из бытового мусора», - ставит задачи на построении командир взвода российской военной полиции. В 500-х метрах от места встречи патрулей – пост турецких военнослужащих. Через пару минут оттуда навстречу российской колонне выехали турецкие военные. Короткие приветствия, уточнения по обстановке.
«Мы на одной машине сюда приехали, и две еще стоят за поворотом. В авангарде будут наши две машины, потом пойдут ваши три, и замыкать колонну будет наша машина. В первой машине буду я и я могу поручиться за вашу безопасность», - сказал старший турецкой части колонны полковник Укай Сагыр-Оглу.
«Хорошо, спасибо. Мы вам верим», - коротко ответил официальный представитель российской военной полиции полковник Евгений Сергеев.
Затем машины выстроились в единую уже российско-турецкую колонну и отправились по маршруту. Уже в ходе движения стало понятным, что расстояние сокращено и по разумным причинам – впереди хорошо спланированные радикалами провокации: металлические шипы, завалы, горящие покрышки и специальные группы женщин и детей. Что бы стряслось, если совместный патруль решился бы поехать далее по маршруту – неизвестно. Проконтролировав свободный участок намеченного маршрута российско-турецкий конвой прибыл в исходную точку.
«Сегодня состоялось первое совместное российско-турецкое патрулирование на участке трассы М-4 в зоне деэскалации Идлиб. Оно прошло по сокращенному маршруту в целях безопасности. Совместное патрулирование должно не только обеспечить безопасность передвижения мирных граждан по жизненно важной транспортной артерии арабской республики, но стать гарантией недопущения возобновления вооруженного конфликта в регионе», - подытожил после патрулирования полковник Евгений Сергеев.
В целом, данное патрулирование и формирование зоны безопасности в 12-километровой зоне вокруг трассы, по словам российских военных, позволит обеспечить в будущем безопасный проезд по М4 для мирного населения и ускорить восстановление социально-экономической инфраструктуры, сильно пострадавшей от действий боевиков.