Самой старой проблемой танковых войск, еще со времен Второй мировой войны, является… грязь. В непролазной грязи вязнут не только пехота и конница, но и танки, для которых, казалось бы, не существует преград. И вот, наконец, решение проблемы, похоже, найдено. В России разработали так называемый «железный ковер», по которому танки смогут преодолевать любую распутицу.
Наверняка, многим это покажется странным, пишет американский военный сайт WarIsBoring, но грязь в России дважды в год и сейчас, в XXI веке, продолжает оставаться главной проблемой военных. Поэтому российские инженеры разработали специальную дорожную систему на базе тяжелого грузовика, которая настилает дорогу для инженерных войск. КВД (KVD) – комплекс временных дорог, укладывает в качестве дороги алюминиевые листы длиной 50 метров, свернутые на грузовиках в рулоны и способные выдерживать вес танков и бронемашин.
Основными врагами танковых войск, кроме грязи, считаются также болота и топи. Эти естественные преграды во все войны значительно замедляли продвижение войск. С другой стороны, многих захватчиков, вторгшихся в Россию и встретивших здесь смерть, разбили, конечно, не грязь и болота, а русские солдаты и танкисты, которым воевать по непролазной грязи и болотам ничуть не легче, чем интервентам.
Специалист по бронетанковым войскам Сергей Суворов в интервью газете «Известия» в октябре 2017 года вспомнил крупную операцию времен Второй мировой войны. В ходе операции «Багратион» летом 1944 года была разгромлена немецкая группу армий «Центр», что позволило Советской армии закончить освобождение территории СССР и выйти к государственным границам.
«Главной целью тогда был выход танковых колонн в тыл немецкой армии,- напомнил эксперт.- И если тогда застрявшие в болотах машины просто бросали и шли в наступление дальше, то с применением КВД подобного не случится».
O.E.Watch, ежемесячный обзор Управления изучения иностранных армий Министерства обороны США, перевел русский термин «распутица» как «время плохих дорог». В первую очередь, это, конечно, относится к весне, когда тает снег, а также к августу, когда дожди быстро превращают твердую и проходимую для тяжелой техники землю в жидкую грязь, в которой вязнет военная техника, включая танки.
«Русские приноровились действовать в таких условиях, уменьшив давление на почву,- пишет журнал.- Это достигается при помощи широких колес и траков, а также подъема клиренса и временами и при помощи дополнительных колес или траков».
Алюминиевая дорога, которую мостит по грязи КВД, выдерживает до 60 тонн веса. Этого более чем достаточно для того, чтобы выдерживать вес главных российских танков, новых Т-14 «Арматы». КВД создан на базе автомобиля КАМАЗ-63501 и оборудован электромотором, который и разматывает «железный ковер». Минобороны РФ уже провело испытания нового дорожного средства с участием болота двухметровой глубины и колонны тяжелых гусеничных бронемашин. Судя по всему, результатами испытаний в МО удовлетворены.
Проходом по болотам достоинства КВД не исчерпываются. Он также помогает тяжелой технике форсировать реки. Речь идет о тяжелом понтонном мосте ПП2005М. Его также перевозят КАМАЗы, но и они вязнут в грязи. КВД могут прокладывать временную дорогу коллегам. Те проезжают по железному ковру и сбрасывают понтоны.