После формального выхода в самом начале августа из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) Соединенные Штаты надеются, что теперь им будет легче противостоять главному геополитическому противнику Китаю. Для этого необходимо ликвидировать отставание по ракетам меньшей и средней дальности. Не исключено, что главную роль в этом плане Пентагон, Госдеп и Белый дом отводят Японии.
Вашингтон после выхода из ДРСМД может разместить ракеты средней дальности в Азии так же, как сделал это треть века назад в Западной Европе для защиты от Советского Союза, который тогда был главным противником Америки. Однако в этот раз США утверждают, что ограничатся обычными ракетами, без ядерных зарядов.
О намерении «скорее рано, чем поздно» разместить ракеты средней дальности наземного базирования в Азии недавно заявил новый глава Пентагона Марк Эспер. Однако американский военный министр признал, что это может занять несколько лет.
Для того, чтобы хоть как-то ликвидировать ракетное отставание от Китая Вашингтон может обратиться за помощью к своему главному союзнику на Дальнем Востоке – Японии. Если США обратятся к Токио с такой просьбой, то это будет означать не только повышение важности Страны восходящего солнца как главного союзника Америки, но и окончательный переход от европейско-атлантической стратегии к азиатской и, таким образом, признание главным соперником Китая.
Внешне такое развитие событий может выглядеть благоприятным для Токио, который последние пару десятилетий все с большей тревогой следит за растущими военной мощью и геополитическими аппетитами Поднебесной и ее. Но в реальности все гораздо сложнее. Усиление зависимости от США, нынешняя администрация которых отличается непредсказуемостью; едва ли «улыбается» японским политэлитам. Но с другой стороны, на чаше весов усиление влияния Китая в регионе, что будет означать усиление давления со стороны Пекина на всех соседей и, в первую очередь, на Японию.
Для Японии, страны, оказавшейся в XXI веке зажатой между двумя супердержавами, выбор крайне труден. Проще говоря, он близок к невозможному.
В последние годы Пекин и Токио не без успеха пытались преодолеть разногласия и наладить отношения. Главным инициатором этого сближения выступает Китай, столкнувшийся с очень агрессивной политикой президента Трампа. Любое решение разместить американские ракеты на территории Японии вне всяких сомнений резко осложнит ее отношения с КНР.
Токио планирует разместить в 2020 году собственные ракеты большой дальности на военной базе на Окинаве для противодействия усиливающейся морской экспансии Китая. Однако появление на японской территории наступательного оружия, каким являются американские ракеты, будет нарушением пацифистской конституции Страны восходящего солнца. Между тем, несмотря на все старания и усилия премьер-министру Японии Синдзо Абэ никак не удается окончательно склонить общественное мнение в стране на сторону отмены пацифистской статьи конституции. Согласно опросу, проведенному агентством Kyodo News в июле, 56% японцев по-прежнему против изменения конституции и лишь 32,2 поддерживают милитаристские намерения Абэ. Еще один такой же опрос, проведенный Jiji Press в августе, показал, что за отмену пацифисткой статьи 32,1%, а против - 41,3%.
Кроме собственного населения, правительству Японии необходимо считаться с реакцией Китая, если оно решится разместить американские ракеты в Японии. Предсказать эту реакцию нетрудно. Согласие Абэ принять американские ракеты превратит Токио в мишень для сотен и тысяч баллистических и крылатых китайских ракет.
Пекин, кстати, уже резко выступил против планов США разместить в Азии дополнительные ракеты и пригрозил ответными зеркальными мерами. При этом Китай жестко предупредил и соседей, особенно, Японию, Южную Корею и Австралию, на тот случай, если они решат разместить у себя американские ракеты.
Здесь уместно вспомнить недавнюю и еще свежую в памяти реакцию КНР на размещение Сеулом на своей территории противоракетных комплексов THAAD в ответ на угрозу с севера Корейского полуострова. Сеул немедленно почувствовал гнев Пекина, выразившийся как в замораживании двусторонних дипломатических отношений, так и в общенациональном бойкоте в Поднебесной южнокорейских товаров и услуг.
Что касается наиболее вероятных мест размещения американских ракет, то Австралия первой исключила возможность их появления на своей территории, а Южная Корея более осторожно заявила, что никаких планов по обсуждению такой возможности в Сеуле нет.
Еще один вариант – Филиппины, но президент Родриго Дутерте нередко крайне резко выступает против США и вряд ли согласится принять американские ракеты.
Еще один вариант – остров Гуам, который является американской территорией и на котором находится главная американская военная база в Тихом океане. И все же большинство политологов и специалистов считают, что наиболее вероятным местом размещения американских ракет средней дальности, по крайней мере, с точки зрения Вашингтона, является Япония, отношения которой с Америкой при президенте Трампе носят особенно теплый и дружественный характер.
Япония наиболее привлекательна для Вашингтона еще и потому, что огромный китайский арсенал баллистических и крылатых ракет меньшей и средней дальности, состоящий из 1400-1800 ракет, особенно уязвим для ракет противника, расположенных в непосредственной близости, т.е. в Японии.
Еще один доводом в пользу такого размещения в Вашингтоне считают то обстоятельство, что большинство китайских ракет созданы и спроектированы для атаки американских авианосцев и баз, защищающих союзников США, т.е. ту же самую Японии. Такие распространенные китайские ракеты, как DF-16, DF-21D и DF-26, могут долететь до Гуама. Известно также, что на полигонах НОАК в пустыне Гоби имеются макеты главных военных объектов ВС США на территории Японии.
Самый мощный на планете арсенал ракет меньшей и средней дальности может подтолкнуть Пекин к жестким мерам, включая, например, как говорится в недавнем исследовании Сиднейского университета, захват спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, на которые, кроме КНР, претендуют также Япония и Тайвань. Именно для противодействия подобным потенциальным намерениям Пекина, утверждают в Вашингтоне, и планируется размещение американских ракет средней дальности наземного базирования в Азии.
С учетом усиливающегося соперничества Японии и КНР Токи, казалось бы, должен с распростертыми объятиями встретить американские ракеты на своей территории, но кроме проблем с конституцией, Абэ необходимо держать в уме и множество внутриполитических проблем, к которым приведет такой шаг. Например, уже сейчас очевидно, что наиболее очевидным местом размещения американских ракет на территории Японии является Окинава, остров, на котором находятся главные военные объекты Америки. Однако местное население относится к американским военным крайне негативно. Окинавцы требуют вывода американских войск с острова и никогда не согласятся на размещение дополнительных американских ракет, прекрасно понимая, что они заставят Пекин нацелить на них в дополнение к уже имеющимся сотни дополнительных ракет.
Не стоит забывать и об экономической стороне дела. Хотя бы потому что Америкой сейчас руководит президент, который считает каждый доллар. Размещение ракет – очень дорогое мероприятие, за которое кому-то необходимо платить. Финансовый вопрос наверняка окажется еще одним слабым местом «японского» варианта размещения с учетом страсти Дональда Трампа к экономии и его неоднократным жалобам на то, что японцы недоплачивают американцам за то, что те защищают их от Китая. Однако японским налогоплательщикам перспектива оплачивать американские ракеты у себя дома едва ли понравится больше, чем американским.
Еще одна возможность - попытаться, так сказать, разделить негативный эффект размещения американских ракет в Азии на несколько частей и разместить их не в одной, а в нескольких странах.