Тегеран угрожает закрыть Ормузский пролив

29 апреля 2019
1 025 0 0

В Иране считают, что если иранцам не разрешают возить нефть по этому проливу, то он должен быть закрыт и для нефти других государств.

Тегеран угрожает закрыть Ормузский пролив

AP/TASS

На прошлой неделе были сделаны два громких заявления. В Вашингтоне представитель Госдепа США заявил, что США решили не продлевать разрешения восьми странам на покупку иранской нефти, срок действия которых заканчивается 2 мая. Сразу же после этого заявления в Тегеране выступил контр-адмирал Алиреза Тангсири. Командующий Корпусом стражей Иранской революции (IRGC) заявил о намерении Ирана закрыть Ормузский пролив для нефтяных танкеров. 

«Согласно международному праву Ормузский пролив является морской артерией,- цитирует иранского контр-адмирала новостной канал «аль-Алам».- Если нам запрещают ею пользоваться, то мы ее закроем. При этом ни у кого не должно оставаться ни малейшего сомнения, что в случае малейшей угрозы с чьей-либо стороны мы будем защищать иранские территориальные воды. Мы будем защищать наш престиж и предпримем ответные действия, если дело дойдет до защиты прав Ирана». 

Никаких сомнений относительно намерений Вашингтона у Тегерана, конечно, нет.  

«Максимум давления на иранский режим означает максимальное давление,- написал госсекретарь Майк Помпео в твите.- Поэтому США не станут больше делать исключений для импортеров иранской нефти. Предложение нефти на глобальном нефтяном рынке достаточное. Мы уверены, что рынок останется стабильным и без нефти из Тегерана». 

Ормузский пролив - водная артерия длиной ок. 200 км и шириной немногим более 50, соединяющая Оманский и Персидский заливы. Он считается наиболее важным маршрутом транспортировки нефти и нефтепродуктов. Достаточно сказать, что по данным Управления по энергетической информации (EIA), в 2016 году по нему ежедневно проходило более 18,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. К нефти следует также добавить и катарский сжиженный газ, который идет покупателям этим же путем. 

От радикальных действий Тегерана, если он все же решит перейти от слов к делу и закроет Ормузский пролив, больше всего пострадают азиатские импортеры ближневосточной нефти, потому что 80% нефти, проходящей через пролив, направляются в Азию. Крупнейшими покупателями нефти из Персидского залива являются Китай, Южная Корея, Япония и Сингапур. 

Иран неоднократно угрожал закрыть Ормузский пролив. В том числе и несколько раз в прошлом году, если США запретят весь экспорт иранской нефти.  

Наиболее тяжелая ситуация возникла во время так называемой Танкерной войны (1984-88). Западу тогда удалось помешать Тегерану выполнить угрозу, но огромное количество танкеров и других грузовых судов оказались не у дел, а количество потопленных и поврежденных судов превысило 500.  

Можно вспомнить и 2012 год, когда возник конфликт из-за ядерной программы Тегерана. Иран тогда тоже угрожал закрыть Ормузский пролив и демонстративно провел там военные учения. В результате США, Великобритания и Франция были вынуждены стянуть к проливу крупные силы. Обстановка в регионе резко обострилась, но военного конфликта тогда удалось избежать. Вскоре начались переговоры между Тегераном и «шестеркой» по ядерной программе Ирана, и напряжение несколько спало. 

В последние годы в проливе произошли несколько небольших конфликтов, главным образом, между иранскими пограничниками и американскими военными кораблями, патрулирующими Персидский залив. 

ВМС Ирана, конечно, не идут ни в какое сравнение с американскими, но недооценивать их нельзя. В них служат ок. 25 тыс. моряков. Основные силы иранских ВМС состоят из 7 фрегатов и 32 ракетных катеров, вооруженных противокорабельными ракетами дальнего радиуса действия «Нур C-802». Но в узком проливе наибольшую опасность для американских кораблей представляют не фрегаты, а маневренные скоростные катера береговой охраны Ирана. Большим кораблям труднее всего бороться с тактикой их постоянных нападений и отходов. К тому же, Тегеран может нанести ракетные удары как по военным объектам США в регионе, так и по гражданским объектам.  

Закрытие Ираном Ормузского пролива, скорее всего, не будет означать физическое размещение ВМФ ИРИ в проливе. Вероятнее всего, иранцы просто заминируют водную артерию. Хотя эта стратегия, конечно, не означает отказа от физического нападения на саперов, которые будут разминировать пролив, или гражданские суда, проходящие по нему. 

Специалисты оценивают стоимость разминирования пролива в 230 млн долларов. Недельное размещение в регионе двух авианосных групп обойдется американским налогоплательщикам в 106 млн долларов. В случае серьезного военного столкновения понадобится размещение дополнительной военной техники и в первую очередь авиации. Даже без учета человеческих потерь стоимость операции в таком случае многократно возрастает. 

Мнения относительно вероятности закрытия Ормузского пролива разделились. Часть аналитиков считает, что это вполне возможно, но с учетом того, что арабские монархии Персидского залива являются противниками шиитского Ирана, а также наличия в этом регионе крупных сил США и их союзников полное закрытие Ормузского пролива не продлится больше месяца. 

Конечно, в Тегеране тоже понимают, что силы неравны, но от угроз не отказываются. Иранцы часто прибегают к помощи ответных угроз в ответ на внешние угрозы, но изоляция ИРИ в регионе и особенно в районе Персидского залива существенно ослабляет Тегеран и дает основания предполагать, что, кстати, подтверждается развитием событий, что к таким угрозам едва ли стоит относиться серьезно.  

Говоря о риторике иранских политиков и особенно военных можно, например, вспомнить, одного высокопоставленного генерала, который после атаки израильских самолетов на его позиции в Сирии грозно посоветовал Тель-Авиву перестать играть с хвостом льва. Никаких последствий эта угроза так же, все остальные, не имела. 

Логика подсказывает, что в таком же ключе следует относиться и к многочисленным угрозам иранцев, в основном, представителей Корпуса стражей иранской революции, к слову, признанной недавно Вашингтоном террористической организацией, закрыть Ормузский пролив. 

Говоря о возможности закрытия пролива, следует помнить и о внешнем факторе. 

«Существует множество издержек эскалации напряженности, которые необходимо учитывать в геополитических расчетах и раскладах,- объясняет Али Фатоллах-Неджад, профессор Брукингского института в Дохе.- Любые резкие действия в Персидском заливе будут иметь последствия, которые едва ли вызовут радость у китайцев и европейцев».   

В общем, закрытие Ормузского пролива чем-то похоже на своего рода Дамоклов меч, который, скорее всего, никогда не упадет, но который от этого не становится менее опасным. 



 


Поделиться
Комментарии0

Угроза закрытия Ормузского пролива усиливает страхи перед войной и экономическим кризисом. Угрозы не только повышают цены на энергоносители, но и направляют мировое общественное мнение в сторону деэскалации ситуации

1 093 0 0
23 апреля 2024Армия

Два новых военных округа как ответ НАТО и успехи Армии России в зоне СВО

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу....

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пообещал поставить Киеву в ближайшем будущем системы ПВО, высокоточные дальнобойные ракеты и снаряды калибра 155 мм.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.