Давно известно: чем мудренее название (оболочка), тем проще суть (содержание). Вот и способ выполнения очередной задачи, поставленной руководством Вооруженных сил США перед Силами специальных операций (SOF), является несмотря на замысловатое название ничем иным, как элементарным превращением информационный войн в мощное оружие, в чем сейчас, в XXI веке, конечно же, нет ничего нового.
Пропагандистская деятельность в ВС США находится в ведении Командования специальных операций (SOCOM). По давней традиции, главными методами ведения пропагандистской борьбы в Америке до недавнего времени были печатание и распространение листовок, а также применение громкоговорителей. Однако за окном XXI век, век новых технологий и засилья соцсетей. Невиданный в обозримом прошлом взлет техники диктует новые формы ведения войн. В том числе и пропагандистских. Конечно, в Пентагоне понимают это и стремятся идти в ногу со временем.
«Нам нужно идти дальше стратегии, очерченной в ХХ столетии,- заявил в начале февраля на симпозиуме военно-промышленного комплекса США помощник министра обороны по специальным операциям и противодействию терроризму Эндрю Нэггс.- Необходимо брать на вооружение новую стратегию и относиться к воздействию на умы и сознание людей как к очевидной и немаловажной составной части современной нерегулярной войны».
Новая стратегия потребует от военных, конечно, взаимодействия с гражданскими лицами, к помощи которых SOCOM раньше обращался крайне редко. Придется брать на вооружение и новую стратегию изоляции противника при помощи операций по дезинформации.
«Это (новая стратегия) также потребует новых помощников во всем мире, кроме традиционных акторов,- продолжил объяснять вепонизацию дезинформации Нэггс, сам в прошлом «зеленый берет», служивший в Пятой группе спецназа ВС США.- Потребуется усиление голосов как неправительственных организаций, так и частных лиц, которые смогут вывести на чистую воду подрывную деятельность наших противников»...
Эти несколько туманные мысли замминистра вполне в русле переосмысления Пентагоном в последнее время методов ведения нерегулярной войны в свете соперничества между США, КНР и Россией. Хотя, конечно, следует признать, что необходимость проведения операций в информационной области для вовлечения населения той или иной страны в сферу американской политики, появилась и признавалась важной не сегодня и даже не вчера, а значительно раньше.
У каждого рода войск имеются специальные подразделения, задача которых состоит в оказании воздействия на население на психологическом уровне. SOCOM, которому подчиняется около 60 тысяч военнослужащих, играет в информационных войнах объединительную роль.
При этом, конечно, никто в Пентагоне не собирается забывать и о «добрых» старых диверсиях и прочих традиционных спецоперациях. В годы холодной войны традиционная деятельность сил специального назначения приобрела такой размах, что сейчас они борются с терроризмом, по словам Эндрю Нэггса, в 40% государств планеты! Даже если из таких стран, как Афганистан, Сирия и Ирак, и будет выведена основная часть американских войск, отдельные подразделения SOF останутся.
Еще в совсем недавнем прошлом задача распространения специальной информации осуществлялась, в основном, при помощи телевидения и радио. Но сейчас как государственные, так и негосударственные акторы все активнее берут на вооружение новые средства информвойн, появившиеся в этом веке. Наиболее яркий пример - социальные сети.
Поскольку постоянно появляются новые средства ведения войн, в том числе и в информационной сфере, то конечно же, возникает и настоятельная необходимость развития средств защиты от новых технологий и стратегий.
В последние годы Пентагон все больше берет на вооружение нехитрый прием из сферы пропаганды – поплакаться в жилетку и пожаловаться на отставание от противников. Цель этих бесхитростных действий проста: с одной стороны, добиться финансирования, потому что при прижимистом Трампе в Белом доме каждый доллар на счету; а с другой, обеспечить себе оправдание на случай неудач и провалов, которые при такой невразумительной внешней политике, какую проводит нынешняя администрация, случаются все чаще. Естественно, военные не хотят нести ответственность за провалы дипломатов и поэтому придумывают себе на всякий случай объяснения типа: «Мы же вас предупреждали, как они нас перегнали, а вы не послушали…» Вот и сейчас, за океаном утверждают, что США сильно отстали в этой новой для Пентагона сфере военных действий от Кремля, т.е. от России. В качестве примера агрессивно-наступательной стратегии пропагандистских войн России в Вашингтоне называют ГРУ, при помощи которого Москва якобы вмешивается в выборы по всему свету, манипулирует социальными сетями и оказывает мощное воздействие на жизнь и общественное мнение в десятках стран, включая и Соединенные Штаты.
Полгода назад, в июле 2018 г. Министерство юстиции США обвинило 12 офицеров ГРУ во вмешательстве в президентские выборы в США в 2016 году. Российских разведчиков обвинили в организации и проведении киберопераций, включающих среди многого прочего кражу и выборочное распространение информации через фиктивных интернет лиц, например, «DCLeaks» и «Guccifer 2.0.»
«Наши противники могут вепонизировать (превратить в оружие) дезинформацию и заставить служить ее своим интересам,- подчеркнул Эндрю Нэггс,- подрывать демократические процессы и перекладывать на невинных чувство вины за враждебные действия. Наши противники энергично используют в своих целях круглосуточные новости и всепроникающие социальные сети».
Какие конкретные задачи ставит Эндрю Нэггс перед SOCOM в информационной войне, осталось, так сказать, за кадром, пишут Military Times, возможно, потому что он сам этого еще не знает. Другая возможная причина молчания – нежелание разглашать секретные сведения. На данном этапе известно только, что речь идет пока, по крайней мере, об изменениях деятельности самого SOCOM.
Не дает ответов на эти вопросы и другой замминистра обороны США - по спецоперациям и конфликтам низкой интенсивности - Оуэн Уэст. Следует помнить, пояснил он, что в связи с соперничеством между США, КНР и Россией важно признать, что Пентагон работает над средствами устрашения противника без вступления с ним в прямой вооруженный конфликт.
«Мы вложили в психологические операции большие средства»,- признался 11 апреля 2018 года на слушании Сенатского комитета по вооруженным силам командующий SOF генерал-лейтенант Кеннет Тово.
Думается, в Пентагоне считают, что пришло время требовать первые результаты.
SOCOM энергично работает над развитием средств и способностей, «которые позволят нам изучить возможности соцсетей, оценить киберпространство, анализировать современные тенденции и тренды, увидеть и понять, в каком направлении движется сейчас общественное мнение и как можно потенциально влиять на это окружение нашими собственными продуктами», раскрыл год назад далеко идущие планы Пентагона в области пропагандистской войны генерал Тово.
Несмотря на большие затраты, озвученные Тово, на данном этапе вопрос стоит следующим образом: сможет ли Пентагон несмотря на всю очевидную заинтересованность в достижении целей выполнить поставленные задачи. Мнимое отставание его от России и Китая или реальное, но в любом случае сделать рывок в этой пока еще непривычной области будет нелегко.