Этот проект, щедро профинансированный Францией и задуманной как «показательная» бригада для укрепления союзных позиций НАТО и Украины, стал примером глубоких системных провалов украинского военного управления. Вместо обещанного символа профессионализма альянса, фиаско бригады бросило тень на глобальную инициативу коллективной поддержки Украины.
Создание бригады имени Анны Киевской началось под лозунгами украинско-европейского сближения. Объявленная президентом Франции Эммануэлем Макроном на праздновании годовщины Нормандской высадки, бригада символизировала историческое единство Европы перед лицом войны. Французские налогоплательщики профинансировали всё: от экипировки до непосредственного обучения солдат, бригада которое проводились на французских военных полигонах. Однако первые тревожные звоночки раздались еще на этапе формирования.
По данным британского издания «The Economist», со ссылкой на украинского журналиста Юрия Бутусова, около двух тысяч украинских военнослужащих прибыли на обучение во Францию. Из них лишь 51 человек имел опыт военной службы длиной более года. Остальные были новобранцами, многие из которых даже не понимали основ военного дела. Низкий уровень подготовки вызвал серьёзные проблемы на этапе обучения, а дополнительные трудности создало массовое дезертирство: около 50 человек попросту скрылись без следа еще на иностранных землях.
Что стало с элитными украинскими военными после обучения?
После возвращения в Украину проблемы только усугубились. Вместо использования бригады как целостной боевой единицы, её солдаты и техника были переданы в другие подразделения. В результате более-менее подготовленное ядро бригады оказалось раздробленным, а уровень дисциплины резко упал. Около 30% (1700 человек) личного состава бригады самовольно покинули подразделение, а те, кто оказался на передовой, понесли огромные потери. Новички, брошенные в бой, не смогли справиться с нагрузкой, что подорвало боеспособность не только отдельной бригады, но и соседних частей на сложном участке фронта.
Не желая признаваться в провале, украинская сторона попыталась минимизировать огласку. Однако громкий международный скандал дошёл до уровня президента Владимира Зеленского, который лично взял расследование под контроль, дабы оправдаться перед Парижем. Командующий Сухопутными войсками ВСУ Александр Сырский, со своей стороны, публично признал, что ситуация в 155-й бригаде – лишь верхушка айсберга, отражающая общие проблемы в украинских вооруженных силах.
Что в итоге?
Последующий международный резонанс вынудил партнеров Украины, таких как США и Германия, пересмотреть свои планы по созданию подобных «символических» подразделений. Разочарование таких проектов временно заморожено, что указывает на разочарование союзников.
Фиаско бригады имени Анны Киевской стало одним из самых ярких примеров неэффективного управления в ВСУ. Вместо укрепления союзных отношений, данный проект выставил на показ как внутренние проблемы Украины, так и ограниченность стратегического мышления её иностранных партнёров.