Исход сегодняшнего дня – 5 декабря показал насколько существенным является продвижение террористов из «Хайят Тахрир Аш-шам» (организация запрещена в России) и подконтрольных ей группировок. Так, после отступления Сирийской Арабской армии из Алеппо, боевики развернули фронт в направлении провинции Хама и ее столицы – одноименного города.
В итоге к исходу 4 декабря ресурсы боевиков заявили, что зашли в город Хама, на что в сирийском Минобороны прокомментировали, что отвод войск из города выполнен специально, с целью минимизации потерь сред мирного гражданского населения и разрушений. Однако стоит лишний раз упомянуть, что как раз-таки от присутствия радикалов в городе или любом другом населенном пункте страдает, в первую очередь, мирное население, подвергаемое пыткам и убийствам.
Но вернемся к Хаме. По данным боевиков, они заняли город практически без сопротивления. И несмотря на отход основных подразделений правительственных сил, часть из них оказалась отрезана – то есть, фактически в окружении. Это гора Зейн аль-Забидин и район Камхана.
Ранее мы писали, что ресурсы террористов заявили о контроле над Аз-Зербой и начале боев за Аз-Зейтан и рывке на север вдоль трассы М5, где завязались бои в военном колледже в районе тематического парка Аалам ас-Сихр. Ухудшается обстановка еще и тем, что из-за стремительного прорыва боевиков установлено, что их передовые отряды проникли в западные кварталы Алеппо, а боеспособных подразделений САР на данный момент там просто нет.
Но вернемся к Хаме. После того, как правительственные силы отошли из города, появилась информация и не без основательная о якобы готовящемся «походе» боевиков дальше, на Хомс. С одной стороны, звучит слишком «шапкозакидательски» при отсутствии людских ресурсов, ведь для такого продвижения дальше нужно оставлять подразделения закрепления. Хотя бы в крупных населенных пунктах. А с другой стороны, наблюдая за таким стремительным рывком террористов за восемь дней, от них можно ожидать практически чего угодно. Даже движения в провинцию Латакия, где находятся наши военные базы – в Хмеймиме и в Тартусе. И поползновения в этом направлении имеются: среди террористов участились попытки атаковать наши военные объекты при помощи беспилотников. Однако все они пока что успешно сорваны.
В этом ключе интересна как политическая судьба президента Сирии Башара Асада, так и его управленческие решения. Посудите сами: ХТШ удалось пройти за 8 дней расстояние, которое сирийская армия отвоевывала у террористов годами. Естественно, по Асаду нанесен серьезный имиджевый удар, поэтому от его дальнейших решений будет во многом зависеть как судьба самой Сирии, так и его дальнейшая жизнь. Естественно, что наши ВКС помогают сирийским войскам и практически без продыху «работают» по врагу, но только этого мало. Надо «работать» еще и на «земле», а это на данный момент очень плохо у Дамаска получается. Заявленная помощь от Ирака и Ирана еще не подошла, да ее и не хватит, чтобы в полной мере выровнять ситуацию. А с учетом того, что внимание геополитических игроков в регионе отвлечено на Израиль-Ливан-Сектор Газа, особенно на фоне украинского конфликта, действовать Асаду нужно сейчас, ибо как показывает практика – промедление смерти подобно.