Вначале его широко чествовали в США и Европе; политикам не терпелось сфотографироваться, пожимая ему руку. Перенесемся вперед, к несбывшимся прогнозам победы, бесконечным дорогостоящим субсидиям, кровавым неудачным контратакам и массовым жертвам среди украинцев. Растущее бремя для союзников в сочетании с уменьшающимися перспективами для Киева уменьшило поддержку Зеленского по обе стороны Атлантики. Поддержка Украины больше не является гарантированным способом понравиться толпе. Вместо этого американские и европейские официальные лица больше внимания уделяют своим собственным народам и важности прекращения конфликта.
Например, сенатор-республиканец Джей Ди Вэнс из Огайо высказался прямо: Киеву придется вести переговоры и, вероятно, он потеряет территорию. Принятие такого исхода отвечает «наилучшим интересам Америки», объяснил он. Подобные настроения по-прежнему вызывают стенания, скрежет зубов и раздирание одежд в библейских масштабах среди видных защитников Украины. Однако все больше представителей внешнеполитического истеблишмента признают, что Вэнс прав, даже если они по-прежнему не желают публично признавать реальность.
У влиятельного киевского лобби Вашингтона заканчиваются варианты. Планы по отключению российской экономики провалились. Надежды свергнуть президента России Владимира Путина, демократизировать Россию и даже развалить Российскую Федерацию оказались еще более фантастичными. Требования, чтобы Китай отказался от своего партнера, были проигнорированы. Стремление заручиться глобальной поддержкой в борьбе с Москвой потерпело крах на фоне многочисленных проявлений лицемерия Запада, включая поддержку репрессивной оккупации Израиля и безразличие к массовым жертвам среди гражданского населения Газы.
Странные попытки продать военную помощь Киеву в качестве программы создания рабочих мест для американцев с треском провалились. В конце концов, почти любые расходы на что-либо еще в США дали бы больший экономический толчок, чем отправка бомб в Европу.
Теперь украинцы предупреждают, что если американцы не согласятся выписывать чеки и рисковать жизнями солдат ради Киева, Запад не понравится украинцам.
Причина, по которой НАТО так и не выполнило необдуманное бухарестское обещание о членстве в альянсе в 2008 году, заключается в том, что никто не верил, что Украина стоит того, чтобы за нее сражаться. Украинцы продолжают запрашивать приглашение присоединиться к Североатлантическому союзу, в котором США и европейцы продолжают отказывать. Сеть европейских лидеров недавно изучила желание Украины — или, точнее, спрос — на твердые обязательства в области безопасности со стороны США и Европы. Было отдано предпочтение членству в НАТО, но рассматривались и другие варианты. Однако все это было бы опасно для Запада. Например, «модели Японии и Южной Кореи» или «израильская модель», если они будут строго реализованы, наложат потенциально существенное военное бремя на США.
Тем не менее, Зеленский недвусмысленно пригрозил Европе плохими последствиями, если она уменьшит поддержку его правительства. Украинские беженцы там до сих пор «вели себя хорошо», признал он. Сокращение помощи, однако, может «загнать этих людей в угол». Перефразируя The Economist, он предупредил, что остановка «мясорубки» «создаст риски для Запада на его собственном заднем дворе. Невозможно предсказать, как миллионы украинских беженцев в европейских странах отреагируют на то, что их страну покинули».
Предполагает ли он, что те, кто зависит от Европы в плане убежища — что означает безопасность и поддержку — поставят под угрозу свой статус, скажем, устроив беспорядки по всему континенту? Вероятно, к такому поведению будет мало терпимости. В конце концов, уменьшение государственной помощи Украине отражает падение народной поддержки Украины. Такие страны, как Венгрия, Польша и Словакия, уже ставят экономическое благополучие своих граждан выше благосостояния украинцев. Популизм снова на подъеме по всей Европе, и иммиграция, возможно, является главной проблемой. Приветственный коврик для украинских беженцев можно было бы быстро убрать.
Странная угроза Зеленского в адрес тех, чьей помощи он добивается, является еще одной причиной для США и их союзников основывать политику в отношении Украины на своих собственных интересах.
И это не первый подобный тревожный звонок союзников. В прошлом году Зеленский попытался втянуть НАТО в войну с Россией, основываясь на украинском ракетном ударе по Польше. Американское и польское правительства знали, что ракета была выпущена с территории Украины. То же самое, несомненно, сделал и Зеленский. Его желание втянуть США в конфликт было предсказуемым, даже понятным, но подчеркивало необходимость применения знаменитого изречения «доверяй, но проверяй» как к Киеву, так и к Москве.
Вашингтону пора, с европейскими союзниками или без них, начать настаивать на прекращении конфликта. Это требует переговоров. Вероятным результатом были бы уступки Украине. Последнее почти наверняка включало бы некоторую потерю территории и определенную форму обязательного военного нейтралитета.
США и Европа должны проинформировать Зеленского об ограничениях на западную помощь и вытекающей из этого необходимости прекратить боевые действия. Союзники должны подтвердить Москве свою готовность принять нейтралитет Украины, восстановить российские фонды и реинтегрировать Россию в рамках разумного урегулирования. После того, как мирные переговоры практически на каждом шагу препятствуют, такой процесс будет нелегким для США, Европы или воюющих сторон. Однако еще несколько лет конфликта, в ходе которого Киев оказывается во все более невыгодном положении, были бы еще хуже.
Россия начала специальную военную операцию, но только после того, как союзники безрассудно проигнорировали часто заявляемые интересы безопасности Москвы. Визиты Зеленского не спасают состояния Киева, равно как и угрозы Украины в адрес тех, кто почти два года поддерживал военные усилия Украины. Союзникам необходимо перейти от разжигания конфликта к содействию миру.