Причина в том, что западные СМИ создали версию, утверждающую, что Россия не заслуживает того, чтобы ее называли «Великой державой», потому что Москва не смогла добиться каких-либо успехов в своих военных действиях на Украине - прокси-сервера Америки и НАТО в Восточной Европе.
Если это мерило для определения статуса великой державы, что эти аналитики говорят о США по поводу их позорного ухода из Вьетнама или, в последнее время, из Афганистана? Величие нации выходит за рамки ее военной мощи.
В прошлом месяце Россия провела свои первые совместные военно-морские учения с Мьянмой и впервые за пять десятилетий пришвартовала военные корабли в водах Бангладеш. Это было довольно шокирующим для противников России, поскольку они интерпретировали это как попытку России усилить свою роль в регионе Индийского океана.
Они пришли к надуманному выводу, что присутствие России в Индийском океане будет раздражать Индию, которая греется в тепле американского покровительства. Такая презумпция является пережитком колониального менталитета. Они забывают, что во время войны в Бангладеш 1971-1972 годов российские военные корабли внимательно следили за американским «Энтерпрайзом», вошедшим в Бенгальский залив, чтобы угрожать Индии и сдерживать ее.
Проблема этих аналитиков в том, что они смотрят на индийско-российские отношения через узкую призму военной стратегии и статуса страны, поддерживая или не поддерживая западный образ мышления. Индия никогда не стремилась к гегемонии в Индийском океане.
Ее политика заключается в том, что Индийский океан является очень важным и стратегическим регионом с точки зрения безопасности, торговли и коммерции, и его воды должны оставаться открытыми для всех. Препятствование какой-либо страной свободе передвижения неприемлемо для Индии.
Когда Россия дала хоть малейший намек на то, что намерена воспрепятствовать свободе передвижения судов в регионе, что вызвало бы раздражение Индии? Индия также никогда не выражала никаких «амбиций», которые могли бы вступить в противоречие с Россией. Индийские военные корабли никогда не нарушали международных обязательств в отношении океанической культуры.
Антироссийские элементы используют ту же логику для создания дезинформации относительно российско-китайских стратегических отношений.
Военно-морские учения 7–9 ноября в Андаманском море были названы «первыми российско-мьянманскими военно-морскими учениями в современной истории».
Это историческая реальность. В учениях наряду с фрегатом и корветом ВМС Мьянмы приняли участие два противолодочных корабля Тихоокеанского флота России «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев».
Через несколько дней после учений те же российские военные корабли пришвартовались в бангладешском порту Читтагонг в Бенгальском заливе, что стало важной вехой в российско-бангладешских отношениях», — сообщили в российском посольстве в Дакке.
Что касается восприятия США, то они хотели бы, чтобы Индия и дальше сокращала сотрудничество с Россией, в то время как Китай не хочет, чтобы военная мощь Индии каким-либо образом нарастала.
В прошлом месяце Москва провела совместные военно-морские учения с Дели в Бенгальском заливе, чтобы помочь флотам двух стран «совместно противостоять глобальным угрозам и обеспечить безопасность гражданского судоходства в Азиатско-Тихоокеанском регионе», согласно заявлению российского Министерства обороны.
Индия, страна с растущей экономикой, имеет сильные экономические интересы и интересы в сфере безопасности как в России, так и на Западе. В то же время Россия является близким стратегическим партнером Индии. Поэтому в обычных обстоятельствах Индия не стала бы возражать против расширения российского присутствия в Индийском океане.
В январе 2022 года иранские, российские и китайские военные корабли приняли участие в совместных военных учениях в Индийском океане. Это не вызвало раздражения США и их союзников. Россия также провела трехсторонние морские учения с Китаем и Ираном в Оманском заливе, через которые миллионы долларов нефти из стран Персидского залива ежедневно проходят в Индийский океан.
Это показывает, что Россия имеет хорошее присутствие в Индийском океане и что аргумент о том, что Москва хочет восстановить свой статус мировой державы посредством военно-морских учений с Мьянмой, необоснован.
В конечном счете, следует сказать, что желание сохранить Индийский океан открытым для всех подлинных заинтересованных сторон также означает быть демократом, разделяющим общие интересы.