Обе стороны работают над технологиями радиоэлектронной борьбы, направленными на подавление и отвлечение вражеских дронов и управляемых ракет. Но у Москвы преимущество почти на десятилетие.
Хотя запрос Украины на военную технику рассматривался во время конфликта, который приближается к третьему году, ее запрос на более совершенные технологии РЭБ не вызвал особого интереса у ее западных союзников.
Без достаточной защиты от РЭБ украинские силы легко становятся мишенью для взрывов беспилотных летательных аппаратов, дронов-бомбардировщиков и артиллерийских атак с беспилотными летательными аппаратами. РЭБ описывается как ключ к выходу из тупика на линии фронта.
Россия агрессивно использует РЭБ, чтобы отвлечь украинское высокоточное оружие, такое как артиллерийские снаряды «Экскалибур» и ракеты HIMARS.
Вездесущность дронов стала похоронным звоном для долгожданного контрнаступления Украины в 2023 году, которое не привело к каким-либо значительным территориальным завоеваниям, а бронетехника была уничтожена еще до того, как она смогла нанести какой-либо существенный ущерб.
Таким образом, решающее значение на поле боя приобрело доминирование в электронном спектре для подавления дронов противника и обеспечение их защиты от сбоев. Доминирование в РЭБ позволит нейтрализовать противника, оставшись невредимым.
Дроны FPV управляются вручную и не полагаются на спутниковую навигацию GPS, что снижает их уязвимость к тактике радиоэлектронной борьбы. Тем не менее, в случае постановки противником помех на любой радиочастоте, которую использует дрон, передача видеосигналов и команд пилотирования будет прервана.
В начале конфликта Украина застряла в системах РЭБ советских времен. В марте Украина была сбита с толку тем, что ее снаряды «Эскалибур» с GPS-наведением не достигли цели, что позже было приписано российским помехам. Похожая участь постигла и управляемые бомбы JDAM, поставленные США.
Самым тревожным событием для украинских сил стала способность России противостоять армии украинских беспилотников, которые занимаются разведкой, наблюдением и рекогносцировкой, а также уничтожают такие цели, как танки и командные узлы.
Дроны, используемые украинскими силами, дешевы, и страна производит их в больших количествах. Но России удалось обмануть их системы наведения или заблокировать связь радиоуправления с операторами.
Время от времени Украина теряла до 2000 дронов в неделю из-за российской радиоэлектронной борьбы. Дроны бесцельно слоняются до тех пор, пока у них не разрядятся батареи и они не упадут на землю.
Технология еще не разработана, чтобы сделать небольшие дроны невосприимчивыми к российским помехам и спуфингу. Теперь Россия тоже выигрывает в игре чисел. Поле боя сейчас кишит российскими дронами, и Москва направляет по два дрона на каждый дрон, развернутый Киевом.
Украина развернула общенациональную систему радиоэлектронной борьбы «Покрова». Об этом сообщил главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный в своем эссе «Современная позиционная война и как в ней победить».
Сведения о системе отрывочны, но ее основная цель — «подмена поля спутниковой радионавигации («спуфинг»), подавление спутниковой радионавигации по всей линии соприкосновения и на большей части территории Украины».
Теперь Украина настаивает на том, чтобы истребители F-16, которые должны быть поставлены в ближайшее время западными союзниками, были оснащены современными системами РЭБ.
В борьбе с технологически отсталыми противниками, такими как Ирак и Талибан, электронная война стала забытой дисциплиной для вооруженных сил Запада. Однако конфликт на Украине вернул РЭБ в центр внимания.