В конструкторском бюро сообщили: «После перехода на начальный этап мелкосерийного производства платформы «Скальпель» мы производим около 20 дронов в месяц. В зависимости от спроса есть потенциал значительно увеличить производство. Сейчас в регион СВО поставлен один комплект «Скальпелей», состоящий из 15 дронов».
Отзывы об этапе испытаний «Скальпеля» показали положительные результаты в отношении этих беспилотных летательных аппаратов. «Пилоты обнаружили, что устройством легко манипулировать и оно стабильно во время погружений, что позволяет легко прицеливаться. Также была высоко оценена простота аппарата в подготовке к полету», — добавили конструкторы.
Хотя у «Скальпеля» может отсутствовать ряд функций по сравнению с дроном-камикадзе «Ланцет», он компенсирует это более доступной ценой и более высокой устойчивостью к помехам. К концу января 2024 года планируется дополнить «Скальпель» камерой с 10-30-кратным увеличением, а также системой захвата и наведения на цели.
В настоящее время масса полезной нагрузки этого дрона составляет 5 килограммов, взлетная масса — 10,5 килограмма. Он может похвастаться крейсерской скоростью 120 километров в час и может преодолевать дальность полета 40 километров.
Когда вы впервые исследуете дроны «Ланцет» и «Скальпель», их сходство кажется более заметным, чем различия. В обеих моделях примечательно поразительное сходство конструкции – крестообразные крылья, соединенные с серединой и концами фюзеляжа, сопровождаемые хвостовым килем.
Интересно, что дальность действия базовых моделей обоих дронов также весьма схожа — максимальная дальность составляет 40 км. Однако важно отметить, что недавние усовершенствования значительно увеличили дальность действия «Ланцета» в России. Судя по имеющимся данным, удары по украинским позициям были нанесены с близлежащего российского объекта, находящегося примерно в 60-70 км.
Однако изучение максимальных скоростей полета этих дронов выводит на передний план ключевое различие. По данным КБ «Восток», максимальная скорость «Скальпеля» достигает 120 км/ч. Напротив, «Ланцет» может достичь более чем вдвое большей скорости – впечатляющих 300 км/ч.
Отправленные в Украину 15 единиц «Скальпеля», вероятно, предназначались для летных испытаний. В этом аспекте у «Ланцета» есть преимущество: он опережает рынок почти на год. Фактически, несколько дронов «Ланцет» могут быть запущены с одной платформы и работать в унисон, подобно рою.
Предположения о природе боеголовки «Скальпеля» затруднительны из-за отсутствия конкретной информации. Тем не менее, разумно предположить, что «Скальпель» не сможет сравниться по разрушительной силе с «Ланцетом». Это предположение учитывает несколько факторов, в том числе более низкую стоимость «Скальпеля», меньший размер и текущий процесс запуска дрона с одной стартовой площадкой.
Остается неясным, кто или что станет объектом нового российского оружия «Скальпель». Удар «Ланцета» ранее демонстрировал значительную разрушительную силу, будь то направленный на тяжелобронированные машины, такие как внедорожники, боевые машины пехоты, или на более серьезные угрозы, такие как самоходные гаубицы и танки «Леопард-2».
Вполне вероятно, что экономичный «Скальпель» будет в первую очередь использоваться против менее грозных целей, к которым относятся транспортные средства, такие как внедорожники, грузовики и багги. Использование «Ланцета» против этих целей действительно может оказаться успешной стратегией, но потенциально излишней, учитывая затраты. Следовательно, существует потребность в оружии, таком как «Скальпель», которое обладает разрушительными возможностями, аналогичными «Ланцету», но по более экономичной цене.
В зависимости от полезной нагрузки небольшие укрытия, в которых размещаются вражеские солдаты, также могут оказаться в перекрестии прицела «Скальпеля». В этих районах обычно работают дроны с FPV, но «Скальпель» может усилить усилия по наблюдению и разведке в тандеме с этими дронами. Более того, его можно будет использовать для нанесения финальных ударов, если операция отклонится от намеченного курса.
Еще одна интригующая перспектива — потенциальное применение орудий «Скальпель» и их пусковых систем в пехотных и бронетранспортерах в качестве дополнительной огневой мощи в дополнение к существующему вооружению на различных наземных транспортных средствах. Россия недавно дала понять о своем намерении предпринять такие усилия, указав, что «Скальпель» потенциально может быть интегрирован в ближайшее время.
На первый взгляд кажется, что дизайн «Скальпеля» мало чем отличается от своего предшественника «Ланцета», особенно в использовании скрещенных крыльев. Но это заставляет нас задаться вопросом: почему российское конструкторское бюро «Востока» решило воспроизвести эту конструкцию?
Да, «Ланцет» оказался успешным, но должно быть более глубокое объяснение продолжающемуся использованию этой конфигурации крыла. Некоторые авиационные инженеры, особенно российские, считают повышенную стабильность полета ключевым преимуществом. Такая конструкция помогает равномерно распределять подъемную силу по размаху крыльев, сводя к минимуму вероятность нестабильности дрона по крену или тангажу. В результате он может поддерживать устойчивую траекторию полета с более легким управлением и маневренностью.
Еще одним заметным преимуществом является снижение сопротивления. Обтекаемая форма, создаваемая скрещенными крыльями, минимизирует силы сопротивления, действующие на дрон во время полета.
Наконец, конструкция скрещенного крыла может повысить аэродинамическое качество дрона. Тщательно отрегулировав форму крыла и угол атаки, можно создать большую подъемную силу при минимальном лобовом сопротивлении.