Во многом в ответ на поставку Великобританией танковых боеприпасов с обедненным ураном на Украину в рамках передачи основных боевых танков «Челленджер-2» – это объявление пока не вызвало тревожной реакции Вашингтона.
США осторожно отреагировали на заявление Путина, а высокопоставленный представитель администрации заявил, что нет никаких признаков того, что Москва планирует применить свое ядерное оружие. Президент Джо Байден назвал этот шаг «опасным», но пояснил, что Россия не перемещала туда ядерное оружие.
«Мы не видим ни причин для корректировки нашей собственной стратегической ядерной позиции, ни каких-либо признаков того, что Россия готовится применить ядерное оружие. Мы по-прежнему привержены коллективной защите альянса НАТО», – заявил в другом отчете неназванный представитель администрации Байдена.
В октябре 2022 года президент Польши Анджей Дуда сообщил в интервью, что Варшава считает, что «всегда» есть «потенциальная возможность» участвовать в программе совместного использования ядерных вооружений.
По данным Центра по контролю над вооружениями и нераспространению, 100 единиц ядерного оружия, принадлежащего США, хранятся в пяти странах-членах НАТО на шести базах: Кляйне-Брогель в Бельгии, авиабаза Бюхель в Германии, авиабаза Авиано и Геди. в Италии, авиабаза Волкель в Нидерландах и Инджирлик в Турции.
Россия не имеет ядерных баз или оружия за пределами своих границ. Но Беларусь заявила, что на прошлой неделе отправила «десять самолетов», способных нести тактическое ядерное оружие. У России также есть боевые тактические ракеты «Искандер», которые могут быть вооружены ядерными боеголовками.
В августе прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Россия помогла модифицировать некоторые самолеты Су-24 его ВВС, чтобы они могли нести тактическое ядерное оружие.
Однако российский и американский персонал сохранил контроль над ядерным оружием на своих соответствующих передовых базах. Это делает его не вызывающим эскалацию, безопасным и не требующим немедленного использования, если эти страны столкнутся с атакой.
На шести базах в странах НАТО авиационная ядерная бомба B61-12 не может использоваться этими странами, а только персоналом США. Бомбы хранятся в подземных хранилищах WS-3 и активируются кодами PAL, которые могут использоваться только американским персоналом.
Бомба может быть доставлена и сброшена с самолетов НАТО и США, таких как F-16, F-15E, F-35A, истребители «Tornado» и бомбардировщик B-2 «Spirit».
Что касается объекта в Белоруссии, то Россия не будет передавать Минску контроль над вооружениями. Таким образом, наличие этих гарантий означает, что США не считают предстоящий российский ядерный объект в Беларуси угрозой.
Более того, наличие таких ядерных объектов может быть использовано Россией в качестве козыря в будущих переговорах с США и НАТО. И наоборот, подготовительный шаг (иметь только объект, на котором размещено тактическое ядерное оружие, а не само оружие) позволяет предпринять следующий последующий этап и своевременно обнародовать информацию либо для сдерживания соперников, либо для успокоения союзников.
Отсутствие каких-либо признаков того, что США ответят на действия России путем передового развертывания собственного ядерного оружия, также служит сигналом для Польши о том, что американцы по-прежнему не рассматривают возможность размещения там ядерного оружия.
Более того, перемещение ядерного оружия США в Польшу может нарушить Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 года. Последний был принят после окончания Холодной войны, в которой НАТО заявил, что не планирует размещать ядерное оружие на территории новых членов.
Наконец, передовое развертывание активного ядерного оружия также зависит от фундаментального желания двух акторов, то есть от того, хотят ли они прямой войны друг с другом. И Россия, и НАТО/США неоднократно заявляли, что не желают воевать друг с другом напрямую, указывая на то, что ситуация далека от того, чтобы превратиться в настоящее ядерное противостояние.
Хотя ни у одной из сторон нет политики неприменения первым – когда страна применит ядерное оружие только в случае нападения с применением ядерного оружия – позиция России наиболее близка к этому подходу. Владимир Путин заявил, что Москва применит атомное оружие только в том случае, если Россия столкнется с «экзистенциальной» угрозой, представляющей опасность для физической безопасности государства и его населения.
Это означает, что даже если Россия не выдержит ядерного удара, с ее точки зрения, НАТО и США, скопившиеся у ее границы и, возможно, направившие на нее ядерные ракеты, в любом случае гарантируют такую возможность. Россия не может позволить себе ждать, пока это произойдет, и ей придется применить ядерное оружие.
Многие эксперты указывали на то, что ядерные элементы в нынешнем противостоянии далеки от напряженных и яростных элементов времен Холодной войны. Польша также не повторила своего требования разместить у себя ядерное оружие США, но отреагировала на белорусский вопрос в дипломатической форме, призвав к более строгим санкциям в отношении Минска.
Отправка Великобританией снарядов с обедненным ураном на Украину по-прежнему считается в России неэтичным и провокационным, но пока не ведет к эскалации. Это по-прежнему является интересным моментом в нестратегических тяжелых вооружениях, определяющих ядерные позиции и политику.