Военно-политический эксперт и советник исполняющего обязанности лидера ДНР Ян Гагин сообщил 10 марта, что украинские военные сбросили авиабомбу JDAM в районе Курдюмовки близ Бахмутского района Донецкой Народной Республики для проверки целесообразность применения его с самолетов советского производства.
Авиабомбы изначально были сделаны для самолетов НАТО. У Украины нет таких самолетов. Это могли быть боевые испытания с нестандартным носителем. Это может касаться, в частности, многоцелевых истребителей МиГ-29.
Ранее на этой неделе глава ВВС США в Европе, а также Авиационного командования союзников и ВВС США в Африке заявил, что, учитывая объем дополнительной работы, которую предстоит выполнить над боевым самолетом советской эпохи, чтобы модифицировать его для сброса умных бомб США, вполне вероятно, что МиГ-29 и Су-27, которые стреляют HARM, также будут использоваться для сброса бомб JADM.
Соединенные Штаты также изучают возможность интеграции своих передовых ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 на украинские боевые самолеты МиГ-29.
Кроме того, выбор места для этой предполагаемой атаки имеет важное значение, поскольку он происходит в то время, когда украинские военные сообщили, что российские наступления на северном и южном флангах Бахмута ставят под угрозу пути снабжения Киева в город.
Генерал-полковник Александр Сырский, командующий сухопутными войсками Украины, сказал, что если Россия захватит Бахмут, она получит полную свободу действий для расширения своих операций в более широком регионе. Вероятно, поэтому Украина продолжает укреплять и защищать город, даже несмотря на то, что его падение, по прогнозам, неизбежно.
Ранее в этом месяце СМИ сообщали, что ВВС Украины получили из США высокоточные бомбы Joint Direct Attack Munition-Extended Range (JDAM-ER), которые позволят им поражать крупные российские цели, такие как мосты и укрепления с более дальних дистанций.
Соединенные Штаты поставят модифицированные комплекты наведения JDAM ER (Joint Direct Attack Munition Extended Range) на основе глобальной системы позиционирования, которые позволят преобразовать обычные боеприпасы воздушного базирования в управляемое оружие.
Типичные JDAM используют управляемые хвостовые стабилизаторы для управления курсом бомбы с помощью инерциальной навигационной системы, GPS-наведения и автопилота. Полный пакет JDAM включает в себя новое хвостовое оперение с инерциальной навигационной системой с GPS-поддержкой и распорки, установленные по всему фюзеляжу бомбы, что дает бомбе ограниченную способность планировать к выбранной цели.
JDAM может поражать цели на расстоянии до 24 километров, в зависимости от высоты, на которой он выпущен. Комплект JDAM ER увеличивает это расстояние примерно до 72 километров.
JDAM-ER для Украины, вероятно, построены на более обычных бомбах. Боеголовками могут быть мины «Quickstrike», которые были переделаны в обычные бомбы.
Украина в настоящее время обладает лишь ограниченным количеством JDAM-ER.
По мнению американских военных аналитиков, даже несколько JDAM-ER доставит российским силам беспрецедентные трудности, поскольку они дадут Украине высокоточное оружие типа «выстрелил-забыл», позволяющее украинским летчикам-истребителям сразу же после выстрела отвернуться, отделив себя от системы ПВО противника.
Таким образом, ВВС Украины, которые далеко не превосходят по численности ВКС России, могут получить небольшое преимущество за счет появления JDAM-ER.
Ни ВВС Украины, ни администрация Киева пока не признали факт первого применения этих бомб.