Борьба с терроризмом, кибербезопасность, биобезопасность и новые технологии — вот некоторые из них — все они предназначены для улучшения возможностей управления в нетрадиционной безопасности.
В опубликованном недавно документе о Пекинской инициативе глобальной безопасности сообщается, что Китай планирует обучить 5000 сотрудников службы безопасности из развивающихся стран в течение следующих пяти лет. Этот шаг укрепит его влияние в сфере глобальной безопасности.
Расширение своей инициативы в области безопасности за рубежом, по-видимому, является альтернативой Пекина системе безопасности, используемой западными странами по всему миру. Оглядываясь назад, можно сказать, что президент Си Цзиньпин предложил новую инициативу в области безопасности в апреле прошлого года во время ежегодной конференции Боао для Азии.
Усилия по расширению многосторонних и двусторонних учебных программ предназначены для Ближнего Востока, островов Тихого океана и республик Центральной Азии. Запад уже давно расширил свое влияние в сфере безопасности в этих регионах, за исключением региона Центральной Азии, где Запад смог управлять своим присутствием только после распада Советского Союза в 1991 году.
Китай считает, что как ведущая сверхдержава на Азиатском континенте он несет ответственность за решение глобальных проблем безопасности.
В документе сообщается, что Китай будет поощрять обмен и сотрудничество между военными и полицейскими академиями университетского уровня. Это означает, что через академические каналы Пекин также хотел бы расширить свое влияние среди крупных студенческих и офицерских сообществ в развивающихся странах региона.
Он направлен на то, чтобы донести до огромного молодого поколения военных и полицейских в развивающихся странах азиатского континента китайские способы и методы эффективного обеспечения безопасности от множества преступлений, совершенно отличных от известной нам традиционной криминологии.
Китай придает не меньшее значение распространению своего влияния по всему миру с помощью прозрачной методологии, направленной на воздействие на различные слои общества в развивающихся странах. Это компенсировало бы впечатление, обычно создаваемое антикитайскими элементами, что Китай делает много вещей, которые остаются скрытыми от взоров общественности.
На саммите группы безопасности под руководством Китая и России в сентябре прошлого года председатель Си объявил, что Китай в течение следующих пяти лет обучит 2000 сотрудников правоохранительных органов из стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и создаст учебную базу, ориентированную на противодействие терроризм.
Отношение Китая к терроризму и борьбе с терроризмом имеет нормы, которые не обязательно соответствуют нормам, установленным Советом ООН по правам человека.
Например, Китай воспользовался правом вето, отклонив совместное предложение США и Индии о включении в список террористов, базирующихся в Пакистане, которые также являются пакистанскими гражданами. Однако остальные члены единогласно приняли проект постановления. Китай делал это не один раз, а много раз.
Причина, указанная Китаем, заключалась в том, что резолюция имела технический недостаток, который не был ни объяснен, ни принят ни одним членом СБ.
Обучение тысяч сотрудников правоохранительных органов является стратегией для получения признания китайской интерпретации терроризма или борьбы с терроризмом и связанной с ними методологии со стороны стран-членов ШОС.
Учебная программа такой академической подготовки не упоминается, а это означает, что Китай создает впечатление, что он заинтересован в продвижении определения и методологии, установленных Советом по правам человека ООН.
Таким образом, не будет колебаний или оговорок со стороны режимов в заинтересованных странах-членах. Но ключевой вопрос заключается в том, как поведут себя подготовленные сотрудники правоохранительных органов, когда их отправят на полевые работы.
Эти новые планы основаны на опыте, полученном Китаем на аналогичных примерах в других странах. В декабре прошлого года Китай предложил обучить 1500 сотрудников полиции и специалистов по кибербезопасности из некоторых арабских государств.
Пекин также помог обучить полицию на Соломоновых островах, чтобы улучшить их «возможности по борьбе с беспорядками». До этого полиция Соломоновых островов отправила 32 офицера в Китай на месячный курс обучения.
Китай знает, что его стратегия усиления влияния за рубежом посредством объявленных программ и тем самым это выглядит прозрачным, это всего лишь прикрытие для узаконенного сбора разведывательных данных.
И даже если предположить, что это не является целью, подготовка профессионалов в соответствии с идеологией Мао серьезно угрожает демократическому устройству. Проще говоря, Китай хочет получить чрезмерное влияние в развивающихся странах азиатского континента.
Количество, размер и население развивающихся стран, в которых Китай хочет экспериментировать с прозрачным интеллектом, немалы и охватывает значительную часть земного шара.
Таким образом, Китай экспериментирует с новой стратегией сбора разведданных, позиционируя ее как прозрачную и безвредную для зарождающегося свободного и «демократического мира».