Однако при этом Китай мог наложить на себя ограничения в отношении Тайваня.
Предложение Китая из двенадцати пунктов
1. Уважение суверенитета всех стран;
2. Отказ от менталитета Холодной войны;
3. Прекращение боевых действий;
4. Возобновление мирных переговоров;
5. Разрешение гуманитарного кризиса;
6. Защита гражданских лиц и военнопленных;
7. Обеспечение безопасности атомных электростанций;
8. Снижение стратегических рисков;
9. Содействие экспорту зерна;
10. Прекращение односторонних санкций;
11. Поддержание стабильности промышленных цепочек и цепочек поставок;
12. Содействие постконфликтному восстановлению.
Признавая китайскую инициативу, Украина назвала это предложение «общим». Однако последствием этого предложения стало публичное заявление президента Зеленского о том, что он с нетерпением ждет встречи с президентом Си. Вероятный исход невозможно предсказать, если и когда встреча принесет плоды.
Если отойти от конфликта как такового и вероятного эффекта или результата китайского предложения, возникает интересный вопрос. Проблема в том, «готов ли Китай соблюдать эти 12 предложений/постулатов в случае продолжающейся напряженности/конфликта с Тайванем?»
Три из 12 предложений напрямую касаются того, что Китаю следует делать в отношении решения тайваньской запутанной ситуации.
Первый вопрос касается китайского предложения «Уважение суверенитета всех стран». Принимает ли Китай Тайвань как независимую страну?
Строгое соблюдение Устава Организации Объединенных Наций, предложенное Китаем, напрямую ограничит Китай от проведения наступательных военных действий против Тайваня. Потому что устав ООН прямо выступает против, а не осуждает применение силы против любой нации и включает ее на свою территорию.
Статус Тайваня как независимого государства с 1949 года не может быть оспорен, несмотря на заявления Китая. Китайское предложение далее добавляет: «территориальная целостность всех стран, больших или малых, сильных или слабых, богатых или бедных, является равноправными членами международного сообщества».
В китайском предложении твердо и недвусмысленно делается вывод: «Следует поощрять равное и единообразное применение международного права и отвергать двойные стандарты».
Второй вопрос касается китайского предложения «Отказ от менталитета Холодной войны». Хотя, строго говоря, Китай не был участником бывшей Холодной войны XX века между тогдашним СССР и США, Китай стал участником продолжающейся Холодной войны с США в XXI веке, стремясь стать нацией номер один как в экономическом, так и в военном отношении.
В предложении Китая говорится: «Безопасность страны не должна обеспечиваться за счет других». Если тот же принцип будет применен к Тайваню, у Китая не будет морального права принуждать не желающий Тайвань присоединиться к Китаю.
Третий вопрос касается «Прекращения односторонних санкций». Будет ли Китай практиковать это в случае с Тайванем? В предложении Китая говорится: «Односторонние санкции и максимальное давление не могут решить проблему; они создают новые проблемы. Китай выступает против односторонних санкций, одобренных Советом Безопасности ООН».
Снимет ли Китай санкции, наложенные на многих тайваньских граждан и предприятия?
Российско-украинский конфликт больше не является конфликтом между двумя народами. Он решительно принял новый оборот, в котором характер изменился на Россию против НАТО.
США и практически все европейские страны поддерживают Украину, перекачивая военную технику и гуманитарную помощь на миллиарды долларов. Следовательно, США и страны Европы не могут выступать в качестве миротворцев.
В преобладающем глобальном сценарии Китай и Индия выступают в роли миротворцев (посредников). Будем надеяться, что Китай взял на себя инициативу по урегулированию кризиса, который может перерасти в ядерную войну. К счастью, США и европейские страны объявили, что не будут поставлять истребители, необходимые Украине.
Индия по умолчанию оказывает экономическую помощь России, покупая российскую нефть по гораздо более низким ценам, чем на международном рынке. При этом Индия недвусмысленно заявила западным странам во главе с США, что Индия решит, что лучше для Индии, и, следовательно, продолжит закупать российскую нефть для своих целей, чтобы удовлетворить свои потребности в энергии, несмотря на санкции западных стран в отношении России.
Китай, с другой стороны, предпочел оставаться нейтральным.
Китайское решение стать миротворцем исходит из двух жизненно важных областей интересов Китая. Во-первых, Китай рассматривался как нация, захватившая территорию, будь то его претензии на Южно-Китайское море, его многочисленные острова в этом регионе или претензии на территорию Индии. А во-вторых, у Китая есть возможность нейтрализовать/минимизировать влияние США в глобальном масштабе, потому что США участвуют в конфликте.
Но, взяв на себя роль миротворца, Китай мог непреднамеренно обеспечить безопасность Тайваня, потому что каждое утверждение Китая относительно предполагаемого наступления России на Украину будет применимо в случае попытки Китая аннексировать Тайвань силой.
Гарантировал ли Китай безопасность Тайваня? Наверняка китайские лидеры слышали о «практикуй то, что проповедуешь».