Это был драматический признак того, что война, возможно, подходит к концу. Два года боевых действий между тиграяцами и правительственными войсками из Эфиопии, Эритреи и Сомали при поддержке региональных ополченцев привели к ужасным потерям. По оценкам, в результате конфликта погибло 250 000 военнослужащих и от 383 000 до 600 000 мирных жителей. С момента своего начала Тыграйская война была ареной самых кровавых конфликтов, о которых сообщалось меньше всего. В отличие от Украины или Афганистана, журналистам запрещено ездить на передовую.
Мирное соглашение было заключено в ноябре 2022 года в Претории и Найроби. Эти соглашения предусматривали прекращение огня, потоки помощи и развертывание наблюдателей под руководством Африканского союза, которые будут наблюдать за восстановлением власти Эфиопии над Тыграем.
Народно-освободительный фронт Тыграя (НФОТ), партия, которая доминирует в регионе, пообещала разоружить своих боевиков в течение 30 дней в соответствии с соглашением. Оно был подписан 2 ноября и до сих пор не завершено, по крайней мере, частично, потому что в тексте было положение о том, что это будет «зависеть от ситуации с безопасностью на местах».
В последующем Найробийском соглашении указано, что «разоружение тяжелых вооружений Сил обороны Тыграя будет осуществляться «одновременно с выводом иностранных и не входящих в Эфиопские национальные силы обороны из региона». Как выглядит на практике «одновременное» разоружение и вывод эритрейских войск, можно только догадываться.
Именно эритрейцы тормозят прогресс. В конце декабря появились сообщения очевидцев о том, что эритрейские войска покидают тиграйские города. Эритрейские солдаты, которые сражались в поддержку федерального правительства Эфиопии во время его двухлетней гражданской войны в северном регионе Тыграй, выводятся из двух крупных городов и направляются к границе со свидетелями и эфиопским официальным лицом.
Тиграйские беженцы опасаются, что эритрейцы останутся в некоторых частях региона.
Тем временем президент Эритреи Исайяс Афеворк заявлял о «победе» своих войск над тиграяцами. «Моей гордости нет предела», – сказал он в своем новогоднем послании. Но лидер Эритреи не рискует. Сообщается, что он обучает эфиопских диссидентов на случай, если его отношения с премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом испортятся.
Ранее Афверки использовал иностранные войска, чтобы угрожать соседним лидерам силой. В 2011 году Организация Объединенных Наций сообщила, что Эритрея стоит за запланированной «массированной» атакой на саммит Африканского союза в Аддис-Абебе с использованием эфиопских повстанцев. Было бы неправильно предполагать, что подобное нападение сейчас не за горами, но подготовка диссидентов может быть тактикой для поддержания давления на Ахмеда.
Поддержание напряженности и нестабильности на Африканском Роге было тактикой, которую эритрейский лидер последовательно использовал с момента захвата Асмэры, столицы Эритреи, в 1991 году. С тех пор Афверки привел свою страну в не менее чем восемь различных конфликтов – от Сомали до Демократической Республики Конго.
Президент США Джо Байден как всегда усердно пытался положить конец боевым действиям в Тыграе. Байден назначил специальных посланников на Африканский Рог, как только вступил в должность. Госсекретарь США Энтони Блинкен изо всех сил старался встретиться с Ахмедом во время саммита США-Африка в декабре. Он поднял вопрос о мире с Ахмедом, а также о прекращении присутствия эритрейских войск в Тыграе. Некоторые шутники предположили, что мирные соглашения, подписанные в Претории и Найроби, были настолько тесно связаны с усилиями Вашингтона, что их следует назвать «американскими решениями африканских проблем» – явно обыгрывая фразу «африканские решения африканских проблем».
Ключевой вопрос сейчас заключается в том, был ли достигнут достаточный прогресс для отмены американских и европейских санкций против Эфиопии. Они были введены, чтобы попытаться положить конец войне. По словам Джеффри Фелтмана, бывшего спецпредставителя США на Африканском Роге: «Соединенные Штаты и Европейский Союз надеялись, что в сочетании с чрезвычайной гуманитарной помощью карательные меры, такие как угроза санкций и приостановка помощи в целях развития, остановят зверства и переместить стороны с поля боя за стол переговоров.
После двух лет войны экономика Эфиопии находится на грани краха. На реконструкцию стране требуется около 20 миллиардов долларов. Совет ЕС по иностранным делам должен встретиться в Брюсселе 23 января, и одним из вопросов его повестки дня является возможное размораживание сотен миллионов евро, обещанных в качестве помощи Аддис-Абебе. С 2021 года ЕС заморозил помощь Эфиопии почти на 210 миллионов долларов после блокады, введенной Аддис-Абебой в отношении региона Тыграй.
Для Эритреи картина более ясна: у Вашингтона нет времени на Афеверки и, скорее всего, он будет оказывать давление на президента. Афеверки уже настолько изолирован, что маловероятно, что его сильно волнует западное отношение. Он предпочитает рассчитывать на международную поддержку своих арабских соседей, Китая и, возможно, России.