Для того, чтобы достойно отвечать на вызовы и противостоять возникающим угрозам от таких противников, как Китай и Россия, американским адмиралам необходимо иметь к 2030 году 355 боевых кораблей. С учетом того, что флот – самая дорогая составляющая вооруженных сил, на порядок превышающая по стоимости сухопутные войска (танки и бронетранспортеры) и авиацию, не приходится удивляться, что в Пентагоне не настаивают на абсолютно новых авианосцах, эсминцах и подводных лодках, только что спущенных на воду. С одной стороны, это значит, подчеркнул заместитель Начальника морских операций вице-адмирал Уильям Мерц, что военным кораблям придется служить дольше положенного срока, но с другой, известно, что некоторым категориям судов нормы завышены и что часть их может остаться в строю значительно дольше положенных сроков.
В Пентагоне сейчас изучают способы, как спасти хотя бы часть старых военных кораблей для того, чтобы увеличить численность ВМС, но задача эта, на удивление, сложная. К следующему году военное ведомство надеется провести нечто вроде инвентаризации всех имеющихся на вооружении ВМС США военных кораблей и судов обеспечения и определить по каждому меру износа и меры, которые можно предпринять для продления срока службы.
Естественно, вся эта работа, конечно, не означает, что американские судостроители перестанут строить новые корабли для ВМС, а будут только ремонтировать и модернизировать старые, чтобы продлить срок службы. Напротив, пополнение флота новыми современными кораблями продолжает оставаться приоритетным направлением развития американских ВМС. Правда, и здесь есть свои сложности.
Например, несмотря на финансовые возможности Пентагона, многократно превышающие финансовые возможности российских военных, по темпам строительства новых кораблей США вовсе не стоят на первом месте в мире. Быстрее всего строят военные корабли в России.
Как заявил Владимир Путин на праздновании дня ВМФ, Россия получит в этом году 26 новых военных кораблей, т.е. больше, чем Пентагон.
Формально, российские ВМС действительно наращивают мускулы быстрее американских, но не все так просто, как кажется. Дело в том, что российский президент говорил обо всех военных кораблях независимо от их водоизмещения или, попросту говоря, размеров, включая небольшие корабли и суда обслуживания, которые американцы обычно не учитывают.
В целом новые российские военные корабли значительно уступают американским и китайским в размерах. В первую очередь, это сказывается на радиусе их действия: чем меньше корабль, тем на меньшее расстояние он удаляется от порта приписки.
Характеристика, конечно, немаловажная, но вовсе не определяющая, потому что все зависит от конкретной ситуации.
Как пишет сайт Daily Beast (DB), ссылаясь на экспертов, Россия строит небольшие корабли, потому что ее это устраивает и потому что этого требует ее военно-морская стратегия, главная задача которой состоит в защите своих берегов.
«В первую очередь Россия – сухопутная страна»,- объясняет Майкл Кофман, специалист по России из Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне.
Конечно, в ВМФ России хватает и больших кораблей, но в основном самые большие корабли были построены еще во времена холодной войны. Они довольно старые и менее надежные, но после ремонтов и модернизаций остаются в строю. Зачастую Москва, считает DB, использует их, когда нужно произвести впечатление. Когда же ситуация требует конкретных дел, то применяются новые военные корабли, небольшие, надежные, маневренные и благодаря новым крылатым ракетам «Калибр» очень мощные.
«Они (русские), с одной стороны, выбирают лучшие из старых надводных кораблей и субмарин и перевооружают их мощным современным оружием,- объясняет Йэйн Баллантайн, автор книги об истории морской войны «Смертельная торговля».- С другой стороны, они ускоряют темпы строительства небольших боевых кораблей, которые позволяют вполне удовлетворительно решать конкретные геополитические и иные задачи».
В этом году российский флот пополнится 4 надводными кораблями, вооруженными «Калибрами», 3 кораблями поддержки и 19 другими военными судами. Для сравнения: американские ВМС купили в 2018 году 14 огромных военных кораблей. В Пекине подобные данные считают секретными, но эксперты считают, что после 2016 г. ВМС КНР пополнились как минимум 18 новыми военными кораблями, в основном тоже больших размеров.
В общей сложности ВМС США сейчас состоят из 284 линейных кораблей 124 кораблей поддержки и транспортных судов. Китайский ВМФ в 2015 году, по данным военно-морской разведки США, насчитывал ок. 300 огромных военных кораблей. По численности ВМС России примерно такие же, как китайские, т.е. тоже в районе 300 кораблей, но почти половину из них составляют патрульные корабли и корветы, т.е. небольшие суда водоизмещением в районе 1 тыс. тонн.
В ВМС США тоже есть, конечно, такие корабли, но их всего лишь 13 и они даже не включены в список линейных кораблей.
Самый многочисленный класс кораблей в ВМС США – эсминцы типа Арли Берк. Это линейные корабли водоизмещением 10 тыс. тонн и стоимостью 2 млрд долларов. Они способны проходить тысячи миль без захода в порт и вооружены десятками крылатых ракет дальнего радиуса действия. В американском военном флоте сейчас ок. 100 таких эсминцев и других огромных надводных военных кораблей. Китайский флот имеет на вооружении ок. 80 кораблей примерно таких же размеров и вооружения, что американские эсминцы типа Арли Берк, а вот в российских ВМС их только 29.
С одной стороны, такое численное превосходство в крупных кораблях может быть предметом гордости американцев, но с другой, с практической точки зрения она мало что говорит о фактической силе российского военно-морского флота.
У России и США разные военно-морские стратегии. Российская обусловлена огромными размерами страны. В то время, как США должны размещать корабли по всему Тихому и Атлантическому океанам для защиты своих национальных интересов, а Китай постоянно расширяет свое влияние на Тихом океане, российские конфликты происходят в основном недалеко от ее границ.
Российский флот может легко попасть из Европы в Азию, перебазировавшись из одного российского порта в другой. Особой необходимости в совершении переходов в тысячи километров без захода в порт нет, потому что территория России протянулась от Балтийского моря в Европе до Берингова пролива в Азии.
С другой стороны, высокая стоимость огромных кораблей дальнего плавания затрудняет для США быстрое строительство и увеличение флота. Дональд Трамп во время предвыборной кампании обещал увеличить ВМС до 355 военных линейных кораблей, но военные недавно признали, что достичь этих цифр удастся лишь к середине века. Отдавая предпочтение маленьким и средним военным кораблям, которые стоят десятки миллионов долларов, а не миллиарды, Россия может наращивать численность своего флота быстрее, чем США.
В последние годы российский флот не удалялся далеко от берегов страны. ВМС России проявляют активность в ограниченных и относительно мелких акваториях: в Черном, Каспийском и Балтийском морях. Российские корабли не так уж и часто удаляются от своих берегов на сотни, не говоря уже о тысячах километров.
Российская стратегия полностью объясняет вмешательство России в сирийский конфликт в конце 2015 года, давший ей благодаря поддержке Башара Асада несколько портов на Средиземном море. В октябре 2015 года российские корветы в Каспийском море сделали залп из 26 ракет «Калибр» по целям в Сирии, до которой более полутора тысяч километров. Дебют нового высокоточного оружия прошел успешно. По словам одного из американских чиновников, Россия показала, что у нее длинные руки.
Зачем строить огромные надводные корабли, такие сложные и дорогие, если можно строить маленькие корабли и искусственно увеличить радиус их действия при помощи «Калибров» и другого современного оружия, задают логичный вопрос в Минобороны РФ. Модернизация российского ВМФ, который много лет недофинансировался, находится в самом начале. По мнению западных специалистов, роль небольших кораблей с «большими» ракетами будет продолжать расти.