Когда в феврале Россия начала специальную военную операцию на Украине, многие палестинцы почувствовали, что эта ситуация касается их напрямую.
Фактически, вскоре после начала спецоперации президент Украины Владимир Зеленский ясно дал понять, что отождествляет положение Украины с положением Израиля. «Угроза одна: и для нас, и для вас – тотальное уничтожение народа, государства, культуры», – сказал он.
Такую же позицию заняли западные союзники Киева, СМИ и международные организации. Они искренне поддержали Украину и сделали вид, что нет никакого эквивалента ситуации в Палестине.
Палестинцы публично выразили свое возмущение этими двойными стандартами, и их реакция была истолкована как поддержка России. Но палестинцы на самом деле не занимают здесь никакой позиции. Они просто устали от западного лицемерия, не знающего границ.
Когда Россия начала спецоперацию, на Западе почти не было сомнений в том, что нужно делать. Поспешность и декларируемая моральная ясность, с которой было вынесено это решение, удивили палестинцев, десятилетиями слушающих один и тот же западный рефрен об израильской агрессии: «Израиль имеет право на самооборону».
Запад безоговорочно поддержал украинское сопротивление и не постеснялся назвать его так. Тем не менее, трудно игнорировать тот факт, что людей, сопротивляющихся российской спецоперации, называют «партизанами», а палестинцев, делающих то же самое в Палестине – вооруженных или невооруженных, – всегда называют «террористами».
Западные политики, похоже, круглосуточно находятся в состоянии боевой готовности немедленно осудить любое действие со стороны России. Но осуждение явно отсутствует, когда Израиль ведет свои рутинные войны в Газе и убивает палестинских детей, женщин и мужчин.
Западные лидеры, такие как президент Франции Эммануэль Макрон, заявили, что на Украине были совершены военные преступления, даже не дожидаясь завершения ООН или других официальных расследований. ЕС призвал к созданию специального трибунала для судебного преследования за военные преступления на Украине и поддержал расследование по этому вопросу. Госсекретарь США Энтони Блинкен осудил «жестокость России в отношении Украины» и заявил, что ее не следует «нормализовать».
Но правительство США, похоже, не возражает против насилия, совершаемого против палестинских мирных жителей, будь то бомбардировки или внесудебные казни израильской армией. Эти преступления не названы и не осуждены. Что еще хуже, Блинкен и его предшественники открыто возражали против расследования Международным уголовным судом военных преступлений Израиля в Палестине.
США, наряду с другими западными державами, также обычно игнорировали призывы палестинцев выполнять сотни резолюций, принятых ООН в защиту их прав. Более того, нарушение Израилем международного права в целом не было санкционировано Западом. Наоборот, это, кажется, вознаграждается все более тесными связями, военной помощью и обширной торговлей.
На протяжении десятилетий западные державы также прикрывали незаконную аннексию Израилем палестинских земель.
Затем Вашингтон счел необходимым публично отказаться от любых сравнений между Израилем и Россией, когда был опубликован отчет ООН, в котором утверждается, что Западный берег фактически аннексирован.
Двойные стандарты Запада в отношении Украины и Палестины, конечно же, распространились и на западные СМИ. Основные средства массовой информации с готовностью восприняли язык, который их политики выбрали для Украины, точно так же, как они сделали это для Палестины.
Все эти годы западные телеканалы и газеты прикрывались идеями «баланса» и «объективности», чтобы не называть вещи такими, какие они есть в Палестине: оккупация, преднамеренные нападения на мирных жителей, коллективные наказания, этнические чистки, военные преступления и т. д.
Палестинцы также редко появлялись на экранах западных телевизоров (если вообще появлялись), чтобы объяснить, что происходит на местах; эфирное время было почти исключительно зарезервировано для израильских представителей и произраильских аналитиков. И даже в социальных сетях, которые якобы предлагают платформы для свободного выражения мнений, голоса палестинцев заглушаются техническими гигантами.
С другой стороны, украинские политики, аналитики и гражданские лица регулярно фигурируют в западных передачах; отсутствуют, конечно, российские правительственные или проправительственные голоса. Российские государственные СМИ также были заблокированы в основных социальных сетях.
Западные СМИ не отказались от своих двойных стандартов, даже когда жизнь и безопасность коллег-журналистов в Палестине оказались под угрозой. Достаточно посмотреть, как сообщалось об убийстве палестинской журналистки Шерин Абу Акле. В одном сообщении говорится, что Шерин была «убита во время освещения рейда» и сопровождается цитатой представителя Израиля, в которой говорится, что она и ее коллеги «были вооружены камерами».
Убийства журналистов на Украине справедливо осуждаются западными СМИ. Однако не было никаких цитат российских официальных лиц, утверждающих, что они заслужили свою смерть.
Россия столкнулась с беспрецедентной кампанией санкций и бойкотов со стороны Запада. Российские компании и частные лица попали в санкционные списки, были заблокированы различные финансовые услуги для россиян, и даже был ограничен импорт российской нефти и газа.
Многие транснациональные корпорации ушли с российского рынка и отказались от ее экономики, в то время как правительства стремились свести к минимуму торговлю с Москвой.
В течение многих лет палестинцы мечтали о подобных действиях в защиту своих прав. Они призывали ввести санкции против Израиля в ответ на его оккупацию палестинских земель и его режим апартеида, но безрезультатно. Максимум, что сделал ЕС, например, – это ввел обязательную маркировку товаров, поступающих из незаконных израильских поселений, построенных на палестинской земле.
Кампания бойкота против России также была широкомасштабной и быстрой. Гражданам России, независимо ни от чего запрещено участвовать в международных мероприятиях и участвовать в сферах образования, культуры и спорта. Сборной России по футболу, которая вышла в плей-офф ЧМ и могла попасть в Катар-2022, даже запретили играть в турнире ФИФА.
Напротив, не только призывы палестинцев к бойкоту их израильского агрессора остались без внимания, но и спортсмены, которые решили участвовать в отдельных актах бойкота Израиля, подвергались угрозам и санкциям.
В те редкие моменты, когда солидарность с палестинцами имела значительное и заметное присутствие на международном спортивном мероприятии, она подвергалась нападкам. Совсем недавно сборная Марокко, которая отпраздновала свои победы на чемпионате мира, подняв палестинский флаг, столкнулась с обвинениями в антисемитизме в немецких СМИ. Конечно, поднятие украинского флага никогда не вызывало беспокойства у немецких или других западных СМИ.
Действительно, за последние девять месяцев западное лицемерие демонстрировалось бесконечно. Палестинцам не нужна Украина, чтобы знать, что к ним относятся по-другому, что их жизни не имеют значения и что международное право на них не распространяется. Но этот конфликт был, пожалуй, последним актом, разрушившим фасад, который Запад использовал для прикрытия своей двуличности.