Газета гипермиллиардера Джеффа Безоса не одинока в своем оптимизме, но она постоянно находится в авангарде учреждений, которые внесли свой вклад — если не считать поставки оружия — в подпитку пропагандистской мельницы, чтобы обеспечить веру в окончательный успех благородного дела.
С украинской стороны театр войны превращается в то, что уже напоминает театр абсурда. Как и визит президента Владимира Зеленского в Конгресс США оказался образцом хореографического перформанса.
«Вашингтон пост» и американские СМИ изо всех сил стараются представить нынешнюю трагедию как прелюдию к веселой комедии.
Сценарий этого выглядит примерно так. По мере приближения украинской победы правящие олигархи, которые три десятилетия доминировали в общественной жизни Украины, изящно покинут сцену и вернутся в свои гримерки. После быстрой смены гардероба они вновь предстанут в образе современных хозяйственников, посвятивших себя — не жадности, как в предыдущем сценарии, — а эффективному управлению современной европейской экономикой, функционирующей внутри сияющей демократии, из которой была изгнана политическая коррупция.
Команда сценаристов, похоже, работает над вторым сценарием. Ранее в этом месяце в газете вышла статья, подзаголовок которой объявляет тему драмы: «Украина может получить возможность восстановить послевоенное общество, которое станет более демократичным, менее коррумпированным и более диверсифицированным в экономическом отношении».
Как творческая фантастика это читается хорошо. Но, по-видимому, писатели видят себя не творческими людьми, а серьезными аналитиками будущей действительности. Они хотят, чтобы люди поверили в вероятность описываемого ими сценария. Именно здесь читатели новостей, ожидающие получить серьезное представление о том, как будет развиваться будущее, должны помнить простое правило: опасаться предложений, в которых слово «возможно» стоит перед глаголами, которые используются для определения политического или экономического будущего.
«Возможно» — очень удобный помощник при предсказании будущего. Их прогноз о том, что «может быть» демократическое, свободное от коррупции будущее, столь же верен, как и утверждение, что «Украины возможно не будет через два года». Оба варианта возможны. Ни то, ни другое нельзя классифицировать как дезинформацию.
Новость, которая обосновывает положение вещей, которое «может» существовать, основана на теме, которая обсуждается с момента принятия в прошлом году закона, принятого украинским правительством.
В названии закона было слово «деолигархизация». Журналисты поясняют: «Сейчас в украинской политике говорят о «деолигархизации» или: возрождении давней цели — а иногда лишь слабой надежды — освободить политическую систему страны от господства сверхбогатых».
Название современной украинской фантастической драмы, написанной для театра неолиберальной гиперреальности.
В более ранней статье газета дает оценку украинского чиновника, который признал, что система коррупции «настолько сильна и хорошо организована, что ее было бы довольно трудно сломать», пообещав «сделать все возможное, чтобы убедиться, что она никогда не восстановится».
Газета цитирует Ростислава Шурма как «близкого экономического помощника Зеленского, который ранее много лет работал топ-менеджером в сталелитейной компании Ахметова «Метинвест». Кто мог сомневаться в том, что та же самая команда проделает столь хорошую работу, чтобы коррумпированная олигархия Украины «никогда не оправилась»?
В одной из статей авторы цитируют другого чиновника, Виктора Андрусива, который понимает сложность задачи, состоящей в устранении или, по крайней мере, серьезном ослаблении власти олигархов. «Они не исчезают, — утверждает он. «Главное — покончить с их монополиями, которые были созданы их политическими связями. Теперь им придется действовать как крупные бизнесмены».
Это мир не бизнеса, а политического театра. В конце концов, главный актер Украины Владимир Зеленский, который также является президентом страны, научился вести себя как президент в роли звезды сериала «Слуга народа». Следуя его примеру и, возможно, благодаря его наставничеству, олигархи, которых не сошлют и не уволят, научатся «поступать больше как крупные бизнесмены».
Амбициозный проект: превращение старой труппы олигархов — буквально плохих парней — в роль современных руководителей: другими словами, хороших парней. Ожидается, что они оставят после себя костюмы, которые они надевали, и манеры, которые они культивировали, играя олигарха. Их спектакль, более соответствующий трагедии, вернее, плохой мелодраме, уступит место изощренному комедийному «стёбу», направленному на общее благо.
Это предполагает, конечно, что вчерашние олигархи могут сравняться по производительности с той ролью, которую играет их заведомо талантливый президент.
Возможно, американское издание хочет, чтобы люди поверили, что народное восстание 2014 года, приведшее к успешному перевороту, при умелой поддержке таких людей, как Виктория Нуланд, Джон Керри и Джо Байден, преследовало цель искоренить коррупцию? Судя по всему, нет, если судить по работе президента Петра Порошенко.
Критики считали Порошенко медлительным в осуществлении фундаментальных изменений или преследовании влиятельных чиновников, считающихся коррумпированными. Да и самого Порошенко большинство относит к олигархам.
Зеленский победил на президентских выборах с большим отрывом от Порошенко после предвыборной кампании с обещаниями положить конец конфликту с Россией и бороться с коррупцией и бюрократией, которые подрывают экономику и подрывают уровень жизни. Подобно Обаме в США в 2008 году, для народа новый президент олицетворял надежду и перемены. И, как и в случае с Обамой, надежда угасла, когда перемены застопорились.
Теперь, когда Украина переживает войну, которая «может» привести к триумфальному исходу доблестного режима, кстати, поддерживаемого его олигархами, надежда возрождается. Когда пыль уляжется и коррупция будет окончательно искоренена, украинцам в послевоенные годы, возможно, придется благодарить Владимира Путина за то, что он спровоцировал то, на что не был способен ни один из их собственных президентов.