Когда распался Советский Союз, европейские страны ухватились за «дивиденды мира», резко сократив свои оборонные бюджеты, свои армии и свои арсеналы.
С появлением «Аль-Каиды» почти десятилетие спустя терроризм стал главной мишенью, что потребовало различных военных инвестиций и более легких и экспедиционных сил. Даже длительное нахождение НАТО в Афганистане мало походило на сухопутную войну в Европе с применением артиллерии и танков, которая, по мнению почти всех министерств обороны, никогда не повторится.
На Украине европейская война, которую считали немыслимой, уничтожает скромные запасы артиллерии, боеприпасов и средств ПВО того, что некоторые в НАТО называют армией Европы. Даже у могущественных Соединенных Штатов есть лишь ограниченные запасы оружия, которое нужно украинцам, и Вашингтон не желает перенаправлять ключевое оружие из уязвимых регионов, таких как Тайвань и Корея, где Китай и Северная Корея постоянно проверяют пределы своих возможностей.
Сейчас, спустя девять месяцев после начала спецоперации, фундаментальная неподготовленность Запада вызвала безумную борьбу за то, чтобы снабдить Украину тем, что ей нужно, а также пополнить запасы НАТО. Поскольку обе стороны расходуют оружие и боеприпасы невиданными со времен Второй мировой войны темпами, конкуренция за сохранение арсеналов на полном уровне стала важнейшим фронтом.
По словам представителей НАТО, количество используемой артиллерии ошеломляет. В Афганистане силы НАТО могли выпускать по 300 артиллерийских выстрелов в день и не особо беспокоиться о противовоздушной обороне. Но Украина может производить тысячи выстрелов в день и по-прежнему нуждается в противовоздушной обороне от российских ракет и беспилотников иранского производства.
Летом на украинцы обстреливали Донбасс ежедневно от 6000 до 7000 артиллерийскими выстрелами, сообщил высокопоставленный представитель НАТО. Русские стреляли от 40 000 до 50 000 патронов в день.
Для сравнения, в США ежемесячно производится всего 15 000 патронов.
Поэтому Запад изо всех сил пытается найти все более дефицитное оборудование и боеприпасы советской эпохи, которые Украина может использовать сейчас, включая ракеты ПВО С-300, танки Т-72 и особенно артиллерийские снаряды советского калибра.
Запад также пытается придумать альтернативные системы, даже если они старше, чтобы заменить сокращающиеся запасы дорогих ракет ПВО и противотанковых «Джавелинов». Это посылает убедительные сигналы западным оборонным предприятиям о том, что не за горами долгосрочные контракты, и что следует нанимать больше рабочих смен и модернизировать старые заводские линии. Он пытается закупать боеприпасы в таких странах, как Южная Корея, для «заполнения» запасов, отправляемых на Украину.
Ведутся даже дискуссии об инвестициях НАТО в старые заводы в Чехии, Словакии и Болгарии, чтобы возобновить производство 152-мм и 122-мм снарядов советского калибра для украинского артиллерийского вооружения, в значительной степени еще советского периода.
Страны НАТО – часто с большой помпой – предоставили Украине передовую западную артиллерию, которая использует стандартные для НАТО 155-мм снаряды. Но системы НАТО редко сертифицированы для использования снарядов, произведенных другими странами НАТО, которые часто делают снаряды по-другому. Это способ для производителей оружия гарантирует, что они могут продавать боеприпасы для своего оружия, подобно тому, как производители принтеров зарабатывают деньги на чернильных картриджах.
Кроме того, существует проблема законного экспортного контроля, который определяет, могут ли оружие и боеприпасы, проданные одной стране, быть отправлены в другую воюющую страну. Именно поэтому швейцарцы, заявляя о своем нейтралитете, отказали Германии в разрешении на экспорт на Украину необходимых зенитных боеприпасов производства Швейцарии и проданных Германии. Италия имеет аналогичное ограничение на экспорт оружия. Так что пополнение запасов затруднено, как и техническое обслуживание.
По словам представителя НАТО, в феврале, когда началась спецоперация на Украине, запасы оружия у многих стран составляли примерно половину того, что предполагалось, и в создании оружия, которое могло бы взаимозаменяемо использоваться странами НАТО, прогресс был незначительным.
Для стран НАТО, которые предоставили Украине большое количество оружия, особенно для прифронтовых государств, таких как Польша и страны Балтии, бремя его замены оказалось тяжелым.
Французы, например, предоставили современное вооружение и создали фонд в 200 миллионов евро (208 миллионов долларов) для закупки Украиной вооружений, произведенных во Франции. Но Франция уже передала Украине как минимум 18 современных гаубиц Caesar – около 20 процентов всей имеющейся у нее артиллерии – и не хочет предоставлять больше.
Европейский союз утвердил 3,1 миллиарда евро (3,2 миллиарда долларов) для выплаты государствам-членам того, что они предоставили Украине, но этот фонд, Европейский фонд мира, исчерпан почти на 90 процентов.
В общей сложности страны НАТО до сих пор предоставили Украине оружия на сумму около 40 миллиардов долларов, что примерно соответствует годовому оборонному бюджету Франции.
По словам другого представителя НАТО, малые страны исчерпали свой потенциал, а 20 из 30 его членов «значительно исчерпали себя». Но оставшиеся 10 все еще могут дать больше, предположил он, особенно более крупные союзники. Это будет включать Францию, Германию, Италию и Нидерланды.
Украинцам нужны как минимум четыре системы, которые Запад не предоставил и вряд ли предоставит: ракеты класса «земля-земля» большой дальности, известные как ATACMS, которые могут поразить Россию и Крым; западные истребители; западные танки; и гораздо более совершенная противовоздушная оборона.
ATACMS с радиусом действия около 190 километров не будет передан из опасения, что они могут поразить территорию Россию; танки и истребители слишком сложны, и требуется год или больше, чтобы научиться их использовать и обслуживать. Что касается противовоздушной обороны, НАТО и Соединенные Штаты деактивировали большую часть своей системы противовоздушной обороны ближнего радиуса действия после окончания Холодной войны, и мало что можно было бы изменить. Производство большего количества может занять до двух лет.
По состоянию на сентябрь на складах вооруженных сил США имелось ограниченное количество 155-мм артиллерийских снарядов, а также ограниченное количество управляемых ракет, реактивных установок, гаубиц, «Джавелинов» и «Стингеров».
Вероятно, пройдет четыре-пять лет, прежде чем такие боеприпасы начнут выходить с заводских лент.