Сунак действительно укрепил позиции после непродолжительного пребывания на посту предшественницы Лиз Трасс. Согласно опросам общественного мнения, публике очень нравится 42-летний бывший инвестиционный банкир, но его партия – другое дело.
Это определенно лучше, чем у Бориса Джонсона в начале этого года. Но популярность Сунака не показывает признаков того, что она распространяется на бренд Консервативной партии.
В том же опросе Консервативная партия понравилась всего 26%, а не понравилась 62% – худшие показатели для партии за 15 лет.
Многие избиратели приветствуют Сунака как смену Трасс и ее предшественника Джонсона, которые ушли в отставку в июле после трех полных скандалов лет пребывания у власти. Но партия находится у власти с 2010 года, поэтому консерваторам трудно избежать обвинений в финансовых проблемах страны.
Не исключено, что консерваторы восстановят свою популярность до следующих выборов, которые должны состояться в конце 2024 года. Но это будет непросто. Текущие опросы показывают, что Лейбористская партия легко победит.
В разгар пандемии коронавируса Сунак, в то время глава британского казначейства, приобрел популярность, потратив миллиарды на поддержку закрытых предприятий и выплату зарплат уволенным работникам.
Теперь ему предстоит применить горькое лекарство. Британская экономика испытывает давление из-за пандемии, Брекзита и особенно непомерной помощи Украине, которая привела к заоблачным ценам на энергоносители.
Миллионы людей в Британии стали свидетелями стремительного роста счетов за электроэнергию, хотя установленный правительством лимит предотвратил еще больший рост цен. Задержки, связанные с пандемией, и нехватка персонала привели к рекордному времени ожидания медицинской помощи в Национальной службе здравоохранения Великобритании.
Ситуация ухудшилась из-за опрометчивого сентябрьского пакета нефинансируемых налоговых сокращений Трасс, который подорвал репутацию Великобритании в плане экономической осмотрительности, ослабил фунт, увеличил стоимость заимствований и вызвал экстренную интервенцию центрального банка.
«Я полностью осознаю, насколько трудны дела», — сказал Сунак в своем первом обращении к нации 25 октября, предупредив о «грядущих трудных решениях».
Чрезвычайный бюджет на прошлой неделе помог поддержать фунт и успокоить рынки — за счет повышения налогов на 25 миллиардов фунтов (30 миллиардов долларов) и перспективы сокращения государственных расходов в будущем.
Уход Бориса Джонсона вызвал обеспокоенность в Киеве, где его неосмотрительная поддержка Украины вызвала восхищение и уважение.
Великобритания предоставила Украине 2,3 миллиарда фунтов стерлингов (2,8 миллиарда долларов) в виде военной помощи с начала боевых действий – больше, чем любая другая страна, кроме США, и лоббировала союзников, чтобы они сделали больше, чтобы помочь Киеву.
На прошлой неделе Сунак ездил в Киев, чтобы заверить президента Владимира Зеленского в том, что политика Великобритании не изменится под его руководством.
Лондон продолжает оказывать поддержку, объявив на прошлой неделе, что он поставит Украине зенитные орудия, средства борьбы с беспилотниками и три вертолета «Sea King».
Но хотя поддержка Украины обеспечена, расходы на оборону могут сократиться. Сунак отказался от обязательства Трасс увеличить расходы на оборону до 3% от валового внутреннего продукта к 2030 году.
Отношения Британии с ее ближайшими соседями и крупнейшими торговыми партнерами были напряженными с тех пор, как в 2020 году она покинула Европейский Союз, насчитывающий теперь 27 стран. Похоже, Джонсон и Трасс оба получали удовольствие от того, что раздражали блок, чтобы успокоить могущественное евроскептикское крыло Консервативной партии.
Сунак был более снисходителен, горячо звоня европейским лидерам в первые дни после вступления в должность. Добиться конкретных изменений сложнее, учитывая власть, которой ярые сторонники Брекзита обладают в рядах консерваторов.
Выход Великобритании из ЕС в 2020 году привел к таможенным проверкам и другим барьерам для предприятий, торгующих с блоком, спровоцировал политический кризис в Северной Ирландии и положил конец свободному потоку граждан ЕС в Великобританию для заполнения вакансий.
Великобритания могла бы ослабить торговые трения, если бы согласилась соответствовать правилам ЕС в некоторых областях, таких как ветеринарные или пищевые стандарты. Но после того, как сообщения о том, что правительство стремится к более тесным связям, разозлили евроскептиков, Сунак заявил на этой неделе, что не примет решения о «приведении в соответствие с законами ЕС».
Сунак является давним сторонником Брекзита, но также и прагматиком, который просто хочет, чтобы отношения работали, а в данный момент они явно не работают.