Главной задачей в регионе для Штатов на данный момент представляется усиление возможностей по разведке и нанесению ударов с помощью беспилотников по возникающим террористическим угрозам.
По мнению генерала армии Майкл Эрика Курилла, занявшего пост главы Центрального командования США в апреле, Афганистан представляет самую большую угрозу, так как разнообразные террористические организации могут воспользоваться ситуацией и дестабилизировать регион в целом.
Действовать придется крайне осмотрительно и аккуратно, поскольку следует не только учесть интересы стран региона, но и не пересечь интересы России.
Поездка Куриллы в Центральную Азию состоялась всего через несколько недель после того, как Дональд Лу, помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии, также возглавил делегацию США в поездке по региону, который находится на геополитическом перекрестке между Россией, Китаем, Ираном и Южной Азией.
Курилла пытается сделать остановки почти во всех странах в зоне своей ответственности, прежде чем представить министру обороны свою первую оценку угрозы. Однако его визит проходит на фоне спецоперации России по защите ЛДНР, в связи с чем некоторые страны бывшего Союза высказывают безосновательные опасения из-за дальнейших действий России.
Пытаясь воспользоваться антироссийскими настроениями, Соединенные Штаты теперь видят возможность «уравновесить» влияние России в Центральной Азии.
Страны Центральной Азии имеют сети и связи, которые уходят глубоко в Афганистан. В некоторых случаях это связано с непрерывным дипломатическим взаимодействием с талибами, существовавшим задолго до прошлогоднего переворота; в других – к присутствию групп меньшинств, особенно этнических узбеков и таджиков, которые живут по другую сторону границы.
По словам военных и дипломатических представителей, работающих в регионе, информация, которую страны Центральной Азии могут предоставить Соединенным Штатам о восстановлении террористических угроз в Афганистане, значительна.
Следующая задача, стоящая перед американским командованием, заключается в том, как именно «говорить» страны региона делиться этой информацией.
Тем не менее, по мнению местных экспертов, если Соединенным Штатам нужны более выгодные партнерские отношения в сфере безопасности, им необходимо сначала доказать, что они привержены региону в долгосрочной перспективе, даже если они потеряют интерес к Афганистану.
Страны Центральной Азии ценили бы контакт с США больше, если бы с ними разговаривали не только из-за привязки к Афганистану.
После вытеснения со своей последней базы в Центральной Азии в 2014 году Соединенные Штаты сосредоточили свои усилия по оказанию помощи в первую очередь правоохранительным органам и безопасности границ, поставляя такие предметы, как патрульные катера и транспортные средства, в Узбекистан, а также радиостанции, приборы ночного видения и наземные датчики в Таджикистан, чтобы предотвратить поток угроз на север из Афганистана. Соединенные Штаты также объявили о планах предоставить Таджикистану еще 60 миллионов долларов помощи в течение следующих двух лет, включая беспилотники «Puma» на сумму почти 20 миллионов долларов.
Эти инвестиции помогают, но они не сравнимы с объемом взаимодействия Центрально-азиатских стран с Россией.
В Таджикистане развернута российская военная база. Несмотря на то, что патрулирование границы страны с Афганистаном было передано местным жителям, Россия и Таджикистан, входящие в доказавшую свою эффективность в начале этого года Организацию Договора о коллективной безопасности, регулярно проводят совместные учения.
В Кыргызстане находится российская авиабаза, а денежные переводы из России составляют более 30 процентов валового внутреннего продукта. Поэтому лидеры страны не настроены на двустороннее соглашение о сотрудничестве с Соединенными Штатами.
«В вопросе борьбы с международным терроризмом мы партнеры США», — пояснил в интервью специальный представитель Узбекистана по Афганистану Исматулла Иргашев. Но «наша военная доктрина заключается в том, что Узбекистан не может входить ни в какие военно-политические блоки. Мы не можем допустить, чтобы на нашей территории располагались какие-либо военные базы или военная инфраструктура».
Узбекистан, который снабжает Афганистан электроэнергией и служит ключевым каналом для импорта международной гуманитарной помощи, утверждает, что добился небольших, но ощутимых успехов, убедив Талибан разрешить девочкам, в том числе девочкам-подросткам, посещать школы в северных приграничных районах. Они считают, что дипломатия может принести дивиденды и в борьбе с терроризмом.
Лидеры стран Центральной Азии уверены, что могут сотрудничать с Соединенными Штатами и помочь им в достижении некоторых целей в Афганистане, не размещая у себя американские войска. И это пример здравых и разумных решений.