Корреспонденты портала «Военная платформа» продолжают трудиться в зоне боевых действий на территории ЛДНР и, сегодня, в годовщину сражения за донецкий аэропорт, они побывали в гостях у военнослужащих ставшего легендарным батальона «Спарта». Далее мы расскажем об истории сражений за аэропорт, иллюстрируя это свежими фотоснимками. Донецкий аэропорт спустя 8 лет в объективе наших корреспондентов.
Аэропорт, как и всякий воздушный порт, был стратегически важным объектом и для ДНР, и для ВСУ. Последние использовали его для получения вооружения и подкрепления воздушным путем, а расположение аэропорта и его инфраструктура позволяли практически безнаказанно наносить удары по городу.
С появлением у ополчения зенитных ракетных комплексов подлет к воздушной гавани стал невозможен. Киев разозлила такая дерзость, и именно 26 мая 2014 года маски режима были сброшены.
Помимо артиллерии по городу начала работать авиация. Бомбардировки задели не только зону боевых действий в районе аэропорта, но и прилегающие улицы. Никто до последнего не мог предположить, что официальные власти, подобно их американским «партнерам», смогут поступить так с обычными мирными жителями.
Бои продолжались все лето и всю осень 2014 года. Подразделения ВСУ обстреливали и территорию аэропорта, уже отбитую ополчением, и ближайшие к объекту жилые кварталы. Донецкий аэропорт стал своего рода укрепрайоном, где засели части полка «Днепр-1», боевики «Азова» и «Правого сектора» (запрещены в РФ), 72-ая мехбригада и 79-ая бригада ВДВ ВСУ.
Однако украинское командование все же допускало серьезные просчеты. Так, игры с бронетехникой и желание иметь на территории аэропорта танки и БМП обернулись для ВСУ большими потерями: взлетно-посадочная полоса, по которой двигались боевые машины хорошо простреливалась, чем ополчение ДНР успешно пользовалось. Удалось и вытеснить ВСУ из старого терминала аэропорта, что привело к невозможности работы украинской артиллерии – снарядами могло бы накрыть собственные силы.
Затяжные бои обуславливались выполнением Минских соглашений ДНР и абсолютным игнорированием оных Киевом. Поняв, что в таких условиях маловероятно выбить ВСУ из аэропорта, власти ДНР приняли решение о штурме.
В январе 2015 года началось самое жесткое противостояние. Штурм начался 13 января, а 14 января – уже можно было говорить об освобождении воздушной гавани.
Операция началась с работы танковых подразделений. Несколькими точными выстрелами была уничтожена диспетчерская вышка, у артиллерии ВСУ больше не было «глаз». Затем в дело вступили специалисты радиоэлектронной борьбы, они заглушили переговоры ВСУ внутри аэропорта и сделали невозможной связь с подразделениями снаружи. Танки продолжали подавлять вспышки сопротивления и маневрировать, уходя от контратак. Специалисты инженерных войск, находившиеся внутри аэропорта, обеспечивали проход штурмовых групп. Так методично и умело ополчение выбивало ВСУ.
21 января 2014 года появилась информация о переходе аэропорта под контроль сил ДНР. Несмотря на все ухищрения украинского режима, правду скрыть не удалось. 22 января в поражении ВСУ и нацбатов не сомневался уже никто.
Все попытки ВСУ овладеть потерянными позициями жестко пресекались. Общее число потерь украинской стороны составляет около 600 человек, 44 – сдались в плен.
Стоит отметить любовь Киевской власти к символизму. Именно в ходе сражения за аэропорт появились «киборги» – термин, ставший впоследствии скорее издевательским, а засевших в аэропорту военнослужащих ВСУ, как и сегодня неонацистов из батальона «Азов» (запрещен в РФ), начали возводить в ранг святых. Стратегия ВСУ в сражении, между тем, мало отличалась от «мучеников Азовстали». Большинство пряталось в подземных парковочных комплексах и помещениях, только изредка на поверхность выходили корректировщики артиллерийского огня и снайперы.
На стороне же ополчения появились свои герои. И герои настоящие. Они не прятались в катакомбах, не прикрывались мирными жителями. «Гиви» и «Моторола». Михаил Толстых и Арсений Павлов, соответственно. Михаил обладал непревзойденной выучкой, принимал непосредственное участие в боях за аэропорт и был одним из командиров, организовавших «иловайский котел» – битву, приведшую к катастрофическим потерям среди ВСУ, сдаче в плен карателей и взятию по контроль ополчения города Иловайска.
Арсений Павлов считался для ВСУ целью номер один. Похороненный в информационном пространстве несколько раз именно он выгнал последних националистов из донецкого аэропорта и доложил о его полном освобождении.