А вот представители российского МИДа уверены, что она уже идёт, причём вполне активно. Речь идёт о войне в киберпространстве, которая с каждым годом набирает обороты. Неудивительно, что в 21-м веке «сражения» ведутся именно там, поскольку сейчас происходит глобальная цифровизация, а это значит, что не только многие данные находятся в Интернете, но и каналы управления рядом критически важных объектов, при определённом уровне подготовки злоумышленников, также могут быть доступны извне.
Наверное, вы не раз слышали об обвинениях со стороны американцев в адрес правительства РФ по поводу вмешательства таинственных российских хакеров в выборы президента США в 2020 году. По версии ЦРУ, высокопоставленные российские лица, во главе с Путиными, пытались саботировать избирательный процесс в пользу Дональда Трампа. Это заявление вызвало широкий резонанс о всём мире и стало очередной причиной для введения очередной порции санкций в наш адрес и ещё сильнее усугубило и без того сложные российско-американские отношения.
Несмотря на это представители крупнейших государств регулярно вырабатывают предложения по совместному противостоянию угрозам в информационном пространстве. Так, Сергей Шойгу на июльском совещании министров обороны государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Таджикистане отметил серьёзность сложившейся ситуации с киберпреступностью и призвал своих коллег к выработке совместных решений по сотрудничеству в данном направлении.
Недавние переговоры Владимира Путина и Джо Байдена также свидетельствуют о готовности стран объединить усилия по уголовно-процессуальному и оперативно-техническому направлениям борьбы с преступлениями в киберпространстве.
Обеспокоенность стран информационными угрозами понятна: современные хакеры выработали огромное количество способов деструктивного и при этом бескомпроматного воздействия на свои «жертвы». Малейшая уязвимость в программном обеспечении любого компонента системы может обернуться большой «дырой» в безопасности целой структуры, министерства или даже целого государства и привести к необратимым последствиям. Поэтому нужно всерьёз следить как за разработчиками ПО для военных и государственных структур, так и за траффиком, который относится к этому программному обеспечению.
Далеко не единичны случаи, когда в результате хакерских атак без света и воды оставались чуть ли не целые города. В случае реальных боевых действий в жизни это стало бы катастрофой, которая привела бы к мгновенному поражению жертвы кибератаки. А теперь представьте, что будет, если злоумышленники каким-либо образом проникнут в систему управления ПВО, или, чего хуже, ракетных войск стратегического назначения. Исходом может стать полное уничтожение целого государства, а то и нескольких, в зависимости от умысла преступников.
Учитывая всё это хотелось бы еще раз отметить, что Россия в лице спецпредставителя президента по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Андрея Крутских прекрасно понимает всю серьёзность угроз и намерена сгладить последствия информационного противостояния, попытавшись договориться с США в рамках ООН. А значит, за нашу с вами безопасность, по крайней мере информационную, можно быть спокойными.