«Стратегический компас»: ЕС собирается проводить собственные учения и создать силы быстрого реагирования

16 ноября 2021
4 982 0 0

Евросоюз планирует провести первые в своей истории самостоятельные военные учения в 2023 году.  А на  2025 год намечено создание быстрых сил реагирования численностью до 5000 солдат и офицеров для «повышения  способности ЕС решительно действовать в горячих точках в  зонах своего влияния».

«Стратегический компас»: ЕС собирается проводить собственные учения и создать силы быстрого реагирования

Военные учения сил быстрого реагирования в Германииdpa/picture-alliance/TASS

Вчера  министры иностранных дел и обороны стран Евросоюза на совещании в Брюсселе начали обсуждение документа «Стратегический компас», в котором предлагается резко увеличить военный потенциал организации — «с  целью иметь необходимые силы для продвижения своей защиты своих интересов». Инициатива была передана в прошлую среду в Европейскую комиссию Жозепом Боррелем, Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Документ теперь представлен министрам иностранных дел и обороны стран Европейского Союза, которые встречаются в понедельник и вторник на мероприятии, которое также будет включать рабочий обед с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. «Это не тот мир, который выбрали европейцы или который мы предпочитаем, но это тот мир, с которым мы должны столкнуться», - говорится в представленном документе на 28 страниц, который цитирует, например, испанская газета El País. «Начиная с 2023 года мы будем регулярно организовывать манёвры, в том числе военно-морские», - говорится в «Стратегическом компасе», Если документ будет принят Евросоветом в марте следующего года, то в дальнейшем он станет определять внешнюю и оборонную политику ЕС.

Гипотетические учения 2023 года призваны стать основой для создания  оперативных сил быстрого реагирования, которые к 2025 году могут составить  до 5000 военнослужащих. Таким образом, Брюссель хочет развить так называемую концепцию «европейского батальона», предусматривающую теоретическую доступность до 1500  военнослужащих их разных стран ЕС в совестной армейской единице. Концепция была принята ещё в 2017 году, но  так и остаётся реализованной лишь на бумаге — из-за  отсутствия политической воли, финансовых ресурсов для   мобилизации военнослужащих и проведения совместных учений. 

В начале ответственность за организацию манёвров и руководство ими будет возлагаться на национальные подразделения. Но с 2025 года руководить учениями должно уже подразделение Генерального штаба ЕС. Он тоже был создан  в 2017 году, и также остаётся во многом бумажным штабом, а не настоящим. «Военный штаб по планированию и выполнению операций» принимал на себя командование невоенными миссиями, ориентированных, в основном, на обучение личного состава в третьих странах, таких как Мали, Сомали или ЦАР. Теперь предполагается, что штаб будет командовать  будущими боевыми операциями, для чего его штат будет увеличен — с  25 до 150 человек.

Целью учений, в конечном итоге, должно стать создание мобильных сил обороны, способных быстро действовать в случае необходимости. «Мы будем проводить регулярные манёвры для усиления нашей взаимопомощи в случае вооруженной агрессии в соответствии со статьей 42.7 Договора о ЕС», - говорится в «Стратегическом компасе» ссылаясь на правовую основу, аналогичную той, которая функционирует в НАТО и позволяет государствам-членам совместно реагировать на нападение. Кроме того, с 2022 года будут проводиться совместные учения против гибридных войн, угроз в киберпространстве и  космосе. Предложения также включают совместное финансирование гражданских и военных операций ЕС с 2023 года, что предполагает использование общего бюджета ЕС. 

Касается документ и деятельности СМИ. В 2022 году планируется выделить дополнительные средства «для усиления СМИ ЕС,  чтобы создать механизмы защиты от гибридных атак, разработать превентивную и сдерживающую дипломатию против атак в киберпространстве». В 2023 году будет создано подразделение для «систематического сбора данных об инцидентах, связанных с манипулированием информацией или виртуальным вмешательством со стороны третьих стран».

Таким образом, в 2025 году, если запланированный график будет соблюдаться, у ЕС будут вооруженные силы быстрого реагирования численностью до 5000 человек, которые можно будет развернуть в количестве, соответствующем размеру каждой миссии. Боррель настаивает на том, что «именно миссия определяет количество необходимых войск, а не наоборот». Что касается гражданских миссий, то с 2023 года ЕС планирует создать команду из 200 экспертов, которые будут готовы к выполнению любого проекта-задания в течение 30 дней.


От НАТО никуда не деться 

Если «Стратегический компас» будет одобрен и принят в том виде, в котором его представили европейским министрам на совещании, проходящем в эти дни в Брюсселе, это будет означать шаг в сторону создания собственных вооружённых сил. Причины понятны — европейские государства хотят большей независимости от США в вопросах обороны,  в условиях ослабления Вашингтона после провала операции в Афганистане и близости к этому состоянию миссии в Ираке. А также очевидного переключения американцами внимания на Индо-Тихоокеанский регион для противостояния Китаю, что зафиксировало, в том числе, создание союза AUKUS с Великобританией и Австралией. 

Однако то, насколько шаг европейцев будет решительным — вызывает большие вопросы. Само по себе проведение учений ЕС без командования НАТО, конечно, показательно и иллюстрирует намерения нынешнего руководства ЕС. О том, что «Стратегический компас» будет представлен в октябре-ноябре, Борелль заявил ещё в первой половине сентября. Тогда же на волне неудачи в Афганистане с инициативами выйти на более высокий уровень оборонного сотрудничества в рамках ЕС выступили министры обороны Германии и Испании — Аннет Крамп-Карренбауэр и Маргарита Роблес. Характерно, что именно эти две страны продемонстрировали наибольшее рвение в выполнении     общеевропейской стратегии повышения оборонных бюджетов и заложили рекордное  финансирование бюджетов военных министерств  на 2022 год. Их поддержал и польский премьер-министр Тадеуш Моравецкий. Недовольство Франции обстоятельствами создания союза AUKUS вызвали во французских СМИ разговоры о возможности возвращения страны в деголлевский формат отношений с НАТО — без участия в военных структурах. 

В те дни издание «Военная платформа» разместило большой аналитический материал, в котором объясняло, почему планам по созданию единой европейской армии далеко до реализации. И хотя сам факт конкретизации предложений Борреля и других высоких европейских чиновников в документе, представляемом совещанию профильных министров, говорит о том, что реальные очертания у таких планов появляются, причины, по которым настоящие вооружённые силы ЕС мы едва ли увидим в ближайшие годы, остаются слишком вескими и серьёзными, чтобы этим планам помешать. Это, в первую очередь, нежелание США терять военно-политический контроль над ЕС; а также неохотное стремление европейских стран увеличивать расходы на оборону; лоббистские усилия членов европейских структур НАТО, которые не желают терять ни власти, ни влияния; культ пацифизма, антимилитаризма, ЛГБТ-образа жизни, «зелёной энергетики» в ущерб ценностям мужества, доблести, патриотизма в Европейском союзе;  недостаточное внимание и уважение к своим армиям в странах ЕС.

Поэтому ни одна серьёзная военная операция с участием стран Евросоюза без решающего участия НАТО сейчас невозможна. Планирование любой такой миссии осуществляется в Вашингтоне, там же происходит и утверждение всех командных должностей в Североатлантическом альянсе, большинство из которых (особенно ключевых) занимают американцы. Создание сил быстрого реагирования ЕС, разумеется, посылает определённый сигнал Вашингтону, но тревожиться Белому дому пока особенно не из-за чего. «Стратегический компас» предусматривает создание армейского соединения, которое по численности будет уступать даже так называемой «армии Косово», формируемой американскими инструкторами. И решать серьёзные стратегические и геополитические задачи задачи оно, конечно, не сможет. 

Именно поэтому ожидается, что обсуждение «Стратегического компаса» будет горячим и далёким от формального. Ко всем вышеперечисленным причинам стоит добавить противодействие стран Восточной Европы, прежде всего Прибалтики, которые раздуваются от важности в связи со своим географическим положением — вблизи российских границ, что даёт им возможность размещать на своих территориях американские и западноевропейские оперативно-тактические военные подразделения, предоставлять НАТО свою землю для непрекращающихся учений, получать от  Запада   дополнительное финансирование и время от времени сотрясать воздух громкими антироссийскими заявлениями. Едва ли в военных проектах крупнейших стран ЕС прибалтийским республикам уготована подобна важная роль. 

В любом случае Вашингтон внимательно следит за развитием событий и сделает всё, чтобы панъевропейская армия, если и будет создана, стала бы дополнением к НАТО, могло бы разгрузить альянс в военном и финансовом плане в Европе и других частях земного шара, а США позволило бы сосредоточить большее внимание на Индо-Тихоокеанском регионе. Именно в таком ракурсе Вашингтон готов будет поддержать самостоятельные инициативы ЕС. Или терпеть их как определённое выпускание пара недовольными   европейскими странами. Но никак не в качестве сколь-нибудь значимого противовеса НАТО. Да и западноевропейские партнёры США едва ли готовы и желают идти настолько далеко. 

Поделиться
Комментарии0
21 апреля 2025Угрозы

Скандинавский щит: массовая милитаризация на границе с Россией

Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия вооружаются из-за страха российской угрозы....

17 апреля 1943 года началось самое крупное воздушное сражение Великой Отечественной войны.

Портал «Военная платформа» «держит руку на пульсе» вокруг событий в зоне проведения спецоперации.

10 марта 2025Армия

Зашли в тыл к врагу по газопроводу: подробности уникальной операции российских бойцов в Судже

Российские войска совершили беспрецедентный прорыв в тыл группировки ВСУ в Курской области....

В командовании Североатлантического альянса ищут способы противодействия российским авиабомбам, оснащенным управляемым модулем планирования и коррекции.

Девять стран НАТО с 13 января по 26 февраля проведут учения «Steadfast Dart-25» для проверки способности к оперативному развертыванию сил на восточном фланге «в условиях конфликта».