Дёшево и очень сердито

10 ноября 2017
1 241 0 0

У России вновь появятся боевые железнодорожные ракетные комплексы со стратегическими ядерными ракетами на борту. Они станут ответом на развертывание США новых систем противоракетной обороны.

Главным приоритетом новой госпрограммы вооружений России на 2018-2025 годы станет дальнейшее развитие «ядерной триады» страны. «Первостепенным является развитие стратегических ядерных сил как главного сдерживающего фактора возможной агрессии против России. Этому направлению мы, безусловно, уделяем особое внимание. Наш ракетно-ядерный щит должен быть надежным, чтобы ни у кого не возникло даже мысли попробовать нас на прочность» - заявил в недавнем интервью заместитель министра обороны России Юрий Борисов. 

Сказанное означает, что в ближайшие 7 лет на бескрайние просторы нашей страны на боевое дежурство вновь выйдут боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). И тем самым Россия в значительной степени уменьшит угрозу для себя от систем ПРО, активно насаждаемых США по периметру нашей страны. Потому что БЖРК, как и самолеты стратегической авиации, часто называют «оружием последнего возмездия» - уцелев после массированного «обезоруживающего» удара противника, они способны нанести сильный «ответный» удар.  

Именно поэтому в годы «перестройки» одним из основных требований США и Великобритании  к политическому руководству Советского Союза стало требование уничтожить БЖРК «Молодец», который в 70-80-х годах прошлого века был создан братьями Уткиными – генеральным конструктором КБ «Южное»  академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным (Днепропетровск, Украина) и генеральным конструктором КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург, Россия) академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.  Под руководством старшего брата была создана межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 и ее железнодорожная версия - РТ-23УТТХ (15Ж61, «Скальпель» по классификации НАТО), под руководством младшего брата – сам «космодром на колесах», способный нести на себе три «Скальпеля» и запускать их из любой точки Советского Союза, с которой есть железнодорожное сообщение.  

Оружие это получилось совершенно убойное. БЖРК «Молодец» с виду мало чем отличался от обычных товарных железнодорожных составов. Поэтому вычислить его местонахождение визуальным образом или средствами космического наблюдения среди тысяч железнодорожных составов, ежедневно снующим по просторам огромной страны,  для американских военных было задачей невыполнимой. И принять меры к перехвату – тоже. Потому что с момента получения приказа на выполнение боевого задания до старта первой ракеты у «Молодца» уходило менее трех минут. Получив приказ, поезд останавливался в любой точке своего маршрута, специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска, открывалась крыша одного из рефрижераторных вагонов и оттуда минометным стартом уходила в небо баллистическая ракета, несущая 10 ядерных боеголовок на расстояние 10 тыс км. К 1992 году на боевое дежурство в Советском Союзе было поставлено 12 БЖРК, несущих на себе 36 МБР.  В ответ на ядерный удар они могли буквально стереть с лица земли любую европейскую страну, входящую в НАТО, или несколько крупных штатов США. 

Ничего подобного американские инженеры и военные создать так и не смогли, хотя и пытались. Поэтому в рамках договоров СНВ-1 и СНВ-2 с 1992 по 2003 год все советские БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа. 

Однако, поскольку США не собираются менять свои планы по наращиванию системы противоракетной обороны и продолжают активно работать над оружием «мгновенного обезоруживающего удара», в России на рубеже 2012-2013 годов было принято решение о воссоздании БЖРК.  

В 2015 году, по данным из открытых источников, был готов эскизный проект нового боевого железнодорожного комплекса под названием «Баргузин». В конце 2016 года со ссылкой на информацию, близкую к РВСН, было сообщено, что успешно прошли бросковые (без включения маршевых двигателей) испытания  ракеты для БЖРК. В 2017 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что российская  оборонная промышленность готова к полномасштабному производству «Баргузина».  Аналогичная информация поступает и от компаний- изготовителей, например, концерна «Радиоэлектронные технологии», который разрабатывает средства радиоэлектронной борьбы для новых ракетных поездов. Поэтому серийное производство «обновленных» БЖРК, очевидно, начнется в России в 2018-2019 годах.   

Чем российский «Баргузин» будет отличаться от советского «Молодца»? Во-первых, местом разработки и изготовления. С учетом последних событий на Украине, все работы по этому оружию ведутся российскими предприятиями.  Головным из них выступает Московский институт теплотехники (МИТ). Во-вторых, вместо 100-тонного «Скальпеля» новый БЖРК будет вооружен 50-тонной РС-24 (разработка МИТ, серийное производство – Воткинский завод). У нее вдвое меньше разделяющихся боеголовок , чем у РТ-23УТТХ – 4 против 10. Однако, она летит почти на 1 тыс км дальше «Скальпеля», точнее попадает в цель, и ее легче спрятать в железнодорожный вагон. За счет этого «Баргузин» будет вооружен шестью ракетами, а не тремя как «Молодец». В третьих, и транспортная часть нового БЖРК тоже будет другой. Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс л.с. И это сразу демаскировало комплекс. А сейчас мощность только одного  магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом», составляет  6 800 л.с. Поэтому, в отличие от «Молодца», который все же выделялся на путях тремя тепловозами и восьмиосными (из-за большого веса ракеты) вагонами- транспортными контейнерами МБР, «Баргузин» средствами внешнего наблюдения внешне вообще невозможно будет отличить от обычного товарного состава. Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» - 30 суток. Дальность хода – до 1000 тыс км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар. При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных – система старта ракеты: отвод  контактной сети над поездом, минометный старт ракеты, отвод ее в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных. Именно эту систему старта ракеты и не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).  

Однако, сейчас стало известно, что как минимум еще одна страна в мире получила доступ к этой технологии. По данным издания The Washington Free Beacon со ссылкой на данные разведслужб США, в декабре 2014 года Вооруженные силы Китая провели испытательный запуск МБР DF-41, которая разрабатывалась как грунтовый подвижный комплекс, с железнодорожной мобильной установки. Согласно докладу Джорджтаунского университета в рамках программы «Проект по контролю вооружений в Азии» (Asian Arms Control Project), железнодорожные технологии для запуска МБР были приобретены Китаем на Украине, где в советское время разрабатывался БЖРК «Молодец». По оценке специалистов, разветвленная железнодорожная сеть Китая и управление ее централизованным способом (это то, чего нет в США) могут сделать китайские БЖРК таким же неприятным «сюрпризом» для США, как и новые российские боевые железнодорожные ракетные комплексы.

Поделиться
Комментарии0
23 апреля 2024Армия

Два новых военных округа как ответ НАТО и успехи Армии России в зоне СВО

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу....

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пообещал поставить Киеву в ближайшем будущем системы ПВО, высокоточные дальнобойные ракеты и снаряды калибра 155 мм.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.